С сожалению, сонограммы, на которые ссылаюсь, я не смог перенести в этот текст.
Легенда у нас дома
Когда я в кругу своих коллег или случайных знакомых рассказываю, что у меня в квартире в полный голос поет соловей, причём не только в мае и июне, но и в мрачные зимние месяцы - многие не верят. Сразу слышу утверждения о том, что соловей в клетке вообще не живёт, а уж петь в неволе - это фантастика. Сомнения проходят, когда я на мобильном телефоне демонстрирую видеозапись соловья, поющего непосредственно в клетке.
Соловьями я увлёкся в раннем возрасте, когда прочёл рассказ И.С. Тургенева «О соловьях» и книгу И.К. Шамова «Наши певчие птицы». Жизненные обстоятельства не позволяли мне ловить и содержать этих птиц до исполнения мне двадцати семи лет, но как только после окончания института я стал работать и получил жильё, то смог осуществить свою давнюю мечту. Сейчас, имея за плечами почти сорокалетний опыт содержания соловьёв, я могу поделиться своими наблюдениями за этими чудесными созданиями.
Лучших восточных соловьёв за всю свою жизнь слышал всего лишь дважды. С первым встретился в 1971 году в селе Котлы, что в Ленинградской области.
Восточнее села находится большой и ровный грунтовый аэродром. В годы Великой Отечественной войны отступающими нашими войсками были взорваны почти все аэродромные постройки. Для гитлеровцев аэродром служил плацдармом для налётов на Ленинград. Взлетать с него, в зависимости от силы и направления ветра, можно в любую сторону. О тех страшных днях до сих пор напоминают множество разрушенных строений.
С 1952 года аэродром вновь стали использовать по назначению. В одном из уцелевших строений, находясь на лётных сборах, жили мы - спортсмены Ленинградского авиаспортклуба. Начальником у нас был А.А.Баршт - Герой Советского Союза, которого мы все не просто любили, а боготворили не только как лётчика-аса, но и как человека доброго, внимательного, чуткого. Он был всем нам как второй отец.
Соловей поселился на территории маленького старого кладбища, у церквушки, расположенной посреди села. В самой церквушке, в то время, размещался кинотеатр, который служил культурным центром всей округи. По праздникам там проводились торжественные мероприятия, а по субботам – танцы.
В один из вечеров, когда я, как одержимый, носился по комнате с деревянным макетом самолёта и разучивал последовательность выполнения упражнения в зоне пилотажа, друзья посоветовали немного «проветрить мозги», сходить и посмотреть в кинотеатре какой-нибудь интересный фильм. Времени до начала фильма почти не оставалось, и я побежал к церкви. Стоял период белых ночей, и было достаточно светло.
Голова всё ещё была занята полётами, зрительно прокручивал весь комплекс фигур и анализировал ошибки, допущенные мной при пилотировании в зоне. Внезапно я остановился, будто наткнулся на какую-то невидимую стену. Очень быстро до меня дошло, что над головой поёт не просто обыкновенный соловей, а поёт гений среди этих удивительных птиц.
Соловей пел на высоте не более четырех метров, сидя на толстой ветке берёзы. Он хорошо и чётко просматривался. Пел рассудительно и неторопливо, короткой паузой отсекал одно колено от другого. Все колена выводил чисто, без помарок, с приятным «лемешевским» тембром, который мне всегда в соловьях очень нравится. Но это дело вкуса.
У каждого человека свои пристрастия к тембру, высоте тона, чистоте звука. Впечатляло большое разнообразие свистовых колен и дудок. Дроби и россыпи исполнял то с подъёмом, то со снижением, затухающие. Одно колено исполнялось с двойным свистом.
Просматривая недавно свою старую записную книжку, я обнаружил следующую запись:
«29 мая 1971 года. Сегодня вечером соловей исполнил двойной свист с подъёмом. Никогда ранее такого колена не слышал и в литературе ссылок на подобное колено не встречал. Это колено повторялось за вечер многократно».
Много позже, в 1990 году, в книге Симкина Г.Н. – «Певчие птицы», я прочёл о переднем двойном трелевом свисте, встречающееся у воронежских соловьёв. При живом прослушивании, двойные трелевые колена просто завораживают своей необычностью и волнующей красотой.
Вариантов песен было много, сама структура и последовательность колен почти не повторялась. Соловей как бы соединил все свои песни в единый сложный комплекс.
Я забыл куда направлялся, стоял и слушал. До этого дня наблюдал и изучал пение множества восточных соловьёв в Псковской, Горьковской областях, Ставропольском крае и в парке Лесотехнической академии в Ленинграде. Читал всю подряд литературу, в которой хоть что-то писалось о соловьях, коллекционировал стихи наших отечественных поэтов. Д.Д. Минаев – известный русский поэт и переводчик, ещё в XIX веке так описывал песню соловья:
«Щёлкнул, свистнул, рассыпался,
Разошёлся по воздуху
Серебристыми трелями,
Загремел перекатами,
Застонал перекликами,
Разлился звонким голосом
По всему по поднебесью.
Его слушала, зарумянившись
Под фатой своей, браной золотом
С неба синего, заря майская...»
Точно и с душой высказано!
В Псковской области слышал неплохих певцов, но такого волшебного исполнения ещё не слышал. Время для меня остановилось. Иногда соловей перелетал в глубину кладбища, ненадолго замолкал, но вскоре возвращался на березу у дороги и трели разносились по округе с новой силой. Он мог даже короткое колено исполнить с изменяющейся флейтовой тональности так чисто, что возникало реальное ощущение, будто вся природа замерла и внимала вместе со мной эти, не от мира сего, мелодии.
Я стоял под березой и слушал соловья до тех пор, пока двери кинотеатра не распахнулись и народ не хлынул двумя противоположными потоками на улицу. Подошла группа наших пилотов. Пришлось идти с ними обратно в казарму. Необходимо как следует выспаться. За соблюдением режима руководство следило строго. Подъём в шесть часов утра, в восемь начинались полёты, а заканчивались они около восемнадцати. Несмотря на занятость, я каждый вечер приходил к соловью в гости, а он пел для меня свои божественные обертоны. Вскоре сборы закончились, надо было уезжать.
Второго выдающегося певца услышал в Новгородской области, в городе Пестово, спустя десять лет. В конце мая гостил у тестя, в частном секторе города. Позади деревянного дома раскинулись огороды. Перед домом, вдоль грунтовой дороги, неширокой полосой тянулось старое, покрытое толстым слоем мха, болото, густо заросшее невысокими сосенками, ивами и вербами.
Ночью проснулся от того, что за окном пел соловей. Окно было открыто. Чтобы не беспокоили комары, в окна были плотно вставлены рамки с натянутыми сетками. Соловей начинал свою песню с чистого почина – «го-го-ту, го-го-ту» (с ударением на последний слог, протяжно так). Это колено называется «лешевой дудкой с оттолочкой». Затем дробью с подъёмом как сыпанёт – мурашки пробегают по коже. Далее ещё одна оттолочка – нежное «тук». Словно тебя последней горошиной по темечку тюкнули, легонечко так. После оттолочки следовали дудки, дроби и россыпи. Нежные звуки песни сменяются громкими - щёлкающими, радостные — грустными. Неторопливый темп и низкий, «бархатный» тембр исполнителя лишь подчёркивал неповторимую красоту и гармонию звуков, приятную для слуха, для души. Напоследок щёлкнет и тревожной хлыстовой водопойной дудкой – «у-пив, у-пив» - и тишина, сразу тёплая волна по груди и вискам прокатит, сердце на мгновенье останавливается.
По всему чувствовалось, что и сам соловей поёт с великим удовольствием, в этом легко убедиться, слушая его бесконечные импровизации. Через пару секунд певец с новой силой начинает своё удивительное представление. Я тогда насчитал разных колен не менее двадцати и сбился. Сбился оттого, что последовательность каждой новой песни не повторялась. В этом суть его таланта. Когда он так самозабвенно, забывая обо всем, с энтузиазмом поёт, в птичьем царстве он поэт, композитор, режиссер-постановщик. Одним словом – творец!
Соловей пел в основном ночью, на большом кусте сирени, загустившемся за окном. Днем из кустов нередко слышалась его тихая песня, включавшая многие красивые звуки, которых в ночном пении не встречались. Славная была птица! До сегодняшнего дня пение этих двух птиц служат мне эталоном соловьиного искусства вокала и импровизации.
Когда я приехал туда на следующий год, то болотце уже осушили и засыпали песком. Началось строительство стадиона. Вместо пения соловьёв, несколько лет подряд, и днём, и ночью в бывшее болото забивал длинные сваи гидравлический молот. Через пять лет на этом месте построили стадион и Дом культуры.
Должен отметить, что за прошедшие с того времени 30 лет песня пестовских соловьёв сильно изменилась, причём не в лучшую сторону. Исчезла из репертуара «лешева дудка», ухудшилось качество дробей и россыпей. Года два назад услышал соловья с очень хорошей песней на территории пестовской нефтебазы, но эта территория строго охраняется, и попасть туда не было никакой возможности.
Симкин Г.Н. отмечает изменение песен из-за миграций, связанных с климатическими изменениями. По моим наблюдениям – это соответствует истине. Сильно изменилась песня подмосковных и тульских соловьёв.
Некоторые орнитологи, в том числе и Симкин, считают, что как вид, восточный соловей сформировался из реликтового западного соловья, в том числе и песня. Я считаю, что эти два вида – восточный и западный, развивались параллельно, а если и оказывали влияние друг на друга, то только на границах соприкосновения ареалов. На границах ареалов распространения восточного и западного соловьёв попадаются западные соловьи, которые включают в свою песню колена восточного. Вероятно, гнездовья этих видов находились рядом, и молодые птицы могли, путем природной способности к подражанию и научению, взять некоторые дудки и россыпи у восточного соловья.
Встречаются и восточные соловьи, включающие в свой песенный набор некоторые колена западного соловья. При этом многие восточные соловьи из таких поселений при пении используют заимствования (нередко целиком типы песен) из репертуара южного соловья (на порядок более обширного).
Соловьи — род птиц, которых учёные-орнитологи раннее относили к семейству дроздовых (turdidae), отряда воробьиных. Но, в последнее время, по данным молекулярной генетики, соловьёв причисляют к семейству мухоловковых (muscicapidae).
Собственно, к соловьям относятся несколько видов птиц: соловей обыкновенный, западный соловей, соловей красношейка, чёрногрудая красношейка, варакушка, соловей свистун, белогорлый соловей, тугайный и синий соловьи. Есть ещё один, особый подвид западного соловья – «Хафиз», эндемик Узбекистана, которого доктор биологических наук, профессор Олег Вильевич Митропольский, по некоторым анатомическим особенностям птицы, в частности, по строению плечевых костей, классифицирует как отдельный вид.
Всех этих птиц часто содержат в клетках, поскольку они хорошо переносят неволю и способны радовать владельцев ярким оперением и мелодичным пением. Правда, их вокал уступает по красоте и композиционной сложности трелям настоящих соловьёв, таких как восточный, западный или его подвид «Хафиз». В этой статье речь будет идти, в основном, о восточном соловье.
Восточный соловей обитает в Западной Азии, Восточной Европе и Западной Сибири до реки Енисей, за исключением северных районов этих территорий. На зимовку соловьи улетают в Африку. С зимовки возвращаются в начале – середине мая, а в более тёплых регионах могут появляться уже с середины апреля. Прилёт птиц связан с появлением насекомых и листвы на деревьях. Самки прилетают несколько позже самцов к тому моменту, когда первые уже начали своё пение. На пение они в основном и ориентируются, выбирая место для гнездования.
Длина тела восточного соловья 160–190 мм, крыла — 90 мм, вес 25 г. Окрас буровато-оливковый неяркий, хвостовое оперение с рыжеватым оттенком, передвигаются по земле прыжками. Для них характерно во время отдыха держать крылья опущенными, из-за чего соловьи выглядят несколько присевшими. Самцы внешне ничем не отличаются от самок. Соловьи моногамны.
Прилетает на места гнездовий в Подмосковье в первых числах мая. В поздние, холодные весны, могут задержаться до девятого мая. Самки прилетают на шесть-семь дней позже самцов.
Соловьи выбирают места для своих гнездовий там, где есть влажные, сырые низины, поймы рек и ручьев. Любимыми местами являются густые, тенистые заросли черёмухи, бузины, захламлённые вырубки, запущенные сады и парки и заросшие кустарником и крапивой старые кладбища. При наличии кустарников и высокотравья охотно гнездятся также на сырых лесных опушках, обширных полянах и вырубках, но в глубину лесных массивов обычно не проникают.
Как правило, петь начинают либо сразу по прилёту, либо из-за дождливой погоды распеваются на несколько дней позже. Мастерство пения соловей приобретает во время длительного обучения, общаясь с другими птицами, животными и насекомыми и зависит от звуковой среды, в которой он живет. Люди любят соловья за талант отражать окружающие его звуки в собственном, соловьином исполнении. В каждом регионе, в каждой местности песни соловья имеют свои особенности, различные типы песен.
Соловьи обучаются пению, перенимая опыт старшего поколения, чем моложе соловей, тем проще его песни. Наличие одного талантливого певца приводит к повышению общего уровня пения, обитающих в округе соловьёв.
Выделяют два основных синтаксиса: линейный и комбинаторный. В первом случае, связь и очерёдность исполнения вокальных компонентов строго фиксирована. Во втором случае, после каждого компонента в разных случаях может следовать разное продолжение (Иваницкий, Марова, 2012).
Каждый восточный соловей имеет 12 - 25, иногда до 93 фиксированных типов песен чёткой конструкции. Молодёжь и взрослые сразу после прилёта или в пасмурные дни исполняют «торопливые», «свёрнутые» или скрипучие песни, где многие колена встречаются лишь в виде зародышей звуков. Частота появления разных типов в вокальном потоке периодически меняется. Это может иметь сезонный или ситуационный характер. У большинства самцов есть чёткие предпочитаемые типы песен и отдельные редкие. Многие птицы имеют уникальные типы, исполняемые редко или лишь в «тихой песне». У части самцов нет типов, которые есть у всех соседей вокруг (Симкин, 1981, 1990). У близких соседей репертуары сходны (Witchell, 1896). С возрастом песни соловья становятся строже и чётче (Симкин, 1990).
Восточные соловьи поют в основном в «ядре» своего участка, но если несколько раз проиграть на диктофоне близко к границе пение другого самца, то самец-хозяин начинает часто петь и в этом месте. Он может даже вылететь к диктофону за границу участка, расширив его площадь (Симкин, Штейнбах, 1984). У соловьёв-соседей может быть сходно до 90% типов песен и 100 % составляющих их нот. Различаются они по повторению излюбленных песен в характерном для каждого соседа порядке.
Различают разнообразие вокальных диалектов (на границах популяции южного и восточного соловьёв). Пение соловьёв, как говор или акцент в речи человека, меняется от популяции к популяции. Одно время у любителей и натуралистов славились курские соловьи, потом киевские, бердичевские… .
Проводились специальные исследования диалектов соловьиного пения в пределах Москвы и Московской области (Иваницкий, Антипов, Марова, 2014). Исследовались сонограммы песен восточного соловья. Сонограмма – это наиболее информативный способ графического изображения звука.
По типам песен наиболее близки южный и западный участки. Что касается территорий за пределами МКАД, то наиболее обособленным является самый северный участок (к северу от Клинско-Дмитровской гряды). В изученных популяциях Москвы, Московской и Тульской области, в центре ареала восточного соловья, один репертуар чаще всего включает 9 типов песен.
В репертуаре каждого певца любого региона имеется несколько типов песен, причем в ходе исполнения они обычно чередуются, и лишь иногда две-три одинаковые песни исполняются подряд друг за другом. Важнейшее свойство типов песен — их стереотипность. Однажды заучив полюбившийся тип песен, соловей в дальнейшем, раз за разом, повторяет его в неизменном виде, подобно тому, как эстрадный певец на разных концертах без малейших вариаций повторяет одни и те же куплеты своих песен.
В настоящее время существует много работ и исследований структуры, последовательности основных звуков и колен песен восточного соловья. Наиболее популярными источниками по описаниям колен песни является рассказ И.Тургенева «О соловьях», детальный разбор Кайгородова и Симкина. Немалый вклад в данную тему внесла фонотека Б.Н.Вепринцева.
Индивидуальные репертуары московских и подмосковных соловьев по объёму различаются более чем втрое: посредственные певцы исполняют 7 — 8 типов песен, середнячки — 12 — 14, выдающиеся мастера — до 20 — 23 разнотипных песен.
У московских соловьёв две наиболее популярные вокальные программы (рис.1). Очередность исполнения типов песен в составе каждой программы соблюдается очень строго.
Рис 1. Популярные типы песен московских соловьёв и две стереотипные программы их исполнения (А и Б). Стрелка показывает последовательность исполнения. Цифры по оси ординат — частоты (кГц), по оси абсцисс — отсчёт времени (с).
Соловей обрабатывая чужие звуки, делает их более объёмным. В его обработке колено может звучать то надрывно, исступленно, отчаянно и у стороннего слушателя может возникнуть иллюзия скорбного настроения, то это же колено может исполнить игриво, весело, легко и беззаботно, способное у человека вызывать прекрасное настроение. В своём творческом процессе соловей может изменить темп, ритм или размер заимствованной песни, изменить стилевую окраску таким образом, что основа будет кардинально изменена. Однако, некий образ, отпечаток звуков копируемой птицы сохраняется, но при этом формируется уникальный вокальный почерк восточного соловья.
Песня любого соловья не оставляет равнодушным ни одного человека. Многие люди не разбираются в тонкостях соловьиного пения, его многообразия и мастерства исполнения, а часто по незнанию величают соловьём любую хорошо поющую птицу. Например, садовую и болотную камышовку, или певчего дрозда.
Ночное пение соловья – привлечь самку, а дневное – обозначить границы своего кормового участка, сигнал для других самцов, что данный участок занят. Самец-основатель яростно защищает и изгоняет с него других самцов, а в результате песня формирует иерархическую структуру небольшой группировки поселяющихся поблизости соловьёв.
Среди самцов иногда встречаются певцы с необыкновенно совершенным пением, с сильным и красивым голосом и с великолепным строем и последовательностью колен. Известно, что соловьи, в зависимости от индивидуальных особенностей, предпочитают петь в разное время суток.
Особенно ярко проявляют вокальный талант у соловьёв, поющих ночью. «Ночные» соловьи поют неторопливо, размеренно и чисто. Умеют чередовать свой репертуар, который недоступен для большинства населяющих данную местность певцов.
Некоторые любители отдают предпочтение ночным певцам. Считается, что песня таких соловьёв богаче разнообразными коленами и чище. Песня восточного соловья занимает широкий диапазон - от 1,2 до 10 кГц. Является великой тайной и до сих пор не изучена биологическая функция и значение каждого колена.
Действительно, ночью песня воспринимается нами как-то особенно торжественно. Ночью и двигатель машины в пути звучит чище, и звук проходящего поезда громче и отчетливей. Многие люди не могут заснуть от противного звука, летающего по комнате комара. Ночью значительно понижается дневной шумовой фон, который мешает нам в дневное время полнее наслаждаться пением хорошего соловья. Тем не менее, можно попытаться приучить соловья петь ночью.
После зимнего содержания, в конце марта или в апреле, соловей начинает потихоньку распеваться. Около клетки на ночь размещается подсветка с лампой, не более 25 вт. Через неделю соловей начинает петь преимущественно ночью. Заменить лампу на 15 вт., а через 2-3 дня подсветка совсем убирается. В итоге дневной певец станет ночным. Наслаждение ночным пением может быть оправдано лишь в том случае, если соловей содержится на даче, а не в тесной городской квартире; иначе остальные члены семьи выгонят любителя вместе с соловьем на улицу.
Ещё одна важная функция пения – препятствование скрещиванию разных видов птиц. Самка определяет, соответствует ли песня самца типичной песне того вида, к которому она принадлежит? В противном случае её усилия могут быть напрасными, и полевой сезон размножения будет утрачен. По частоте пения самца самка может судить о его силе, жизнеспособности, неутомимости, половой заинтересованности и потенциальной адаптивности.
В брачный период самцы поют, стараясь привлечь к себе внимание представительниц противоположного пола. Самки молчаливы, лишь иногда, в основном, по утрам обнаруживают своё присутствие коротким свистом или крыканьем, чем и привлекают внимание самцов.
Самый разгар соловьиного пения приходится на период строительства гнёзд и кладки яиц. Время это совпадает у нас с цветением ландыша и сирени. С отцветанием сирени и появлением птенцов ослабевает и соловьиная песня, а к 15 июня и вовсе умолкает.
Песня соловья не оставляет равнодушным ни одного человека. Услышав соловьиные раскаты и дроби, он останавливается. Немного постоит, послушает, а если и не остановится, то всё равно восхитится мощным голосом и неуёмной энергией прославленного певца, и пойдёт дальше, по своим суетным делам. Но одно отмечает неизменно, что настроение его улучшилось, душа мысли стали посветлевшими и сам стал добрее.
Соловьев выслушивают и отлавливают в первую неделю после прилёта. Отловленные позже от самок они, как правило, не поют, часто отказываются от пищи и, в лучшем случае, если останутся живы, запоют лишь на следующий год. А уж про ловцов, любителей соловьиного пения, особый разговор.
Конец апреля и начало мая для настоящего любителя непростое время года. К прилёту любимых птиц весь организм настраивается на предстоящую соловьиную охоту. Странное дело, но к этому времени прекращаются все болезни и недомогания. Если в поясницу вступило, или давленьице гуляет, всё равно в это время становишься как бы сам не свой, а ушёл спозаранку в поле или лесок и куда вся хворь девается, обо всём на свете забываешь.
А вообще-то, истинный охотник к весенней ловле соловьёв готовится особенно тщательно. С начала апреля начинает испытывать зуд и потребность ещё и ещё раз проверить свои старые, годами используемые ловчие снасти. Нет ли каких либо порывов на сетке лучка, хорошо ли работают пружины. Исправна ли ловчая сеть и чиста ли кутейка. В общем, подготовительных работ хватает. Сколько нежности и заботы проявляется в соблюдении этого ежегодного ритуала. Сюда включается приобретение необходимого запаса мучных червей, а если повезёт, то и свежих муравьиных яиц. Тщательно готовится сама клетка, в которой будет проживать будущий певец. Тут и кормушка с поилочкой, и купалка приготовлена.
Затем начинаются телефонные переговоры со старыми друзьями-соловьятниками из более южных районов. Интересует только один вопрос:
- Прилетели соловьи или нет?
Ловля соловьёв для многих охотников – это настолько интимное дело, что почти полностью исключает наличие напарника. Чаще всего, чтобы прослушать соловьёв и найти именно желанного, удовлетворяющего именно твоим вкусам, приходится прошагать не один десяток километров по лесистым оврагам, вдоль заросших кустарником речек и по болотам, выслушать до сотни соловьёв и выбрать одного. Поэтому весенняя ловля лучших по песне соловьёв не только увлекательнейшее занятие, но и требует значительных физических сил, огромного терпения и опыта.
Кроме того, необходимо выбрать место и средство ловли, подходящее к данным условиям местности, поймать соловья живым и невредимым.
Близкие родственники считают эти внутренние и внешние процессы, происходящие с нормальным, в общем-то, человеком, ненормальным весенним обострением.
В зависимости от погоды, охотник совершает вылазки в свои, годами проверенные соловьиные места. Правда, с каждым годом таких мест становится всё меньше и меньше. Это связано, прежде всего, со строительством новых коттеджных и дачных посёлков, масштабы застроек которых, во всяком случае, в Московской области, приняли огромные масштабы.
Друзья с южных районов Подмосковья ещё 1 мая сообщили, что соловьи к ним прилетели. Три дня бесплодных поисков первых птиц проскочили быстро. Поездки и хождения по всем, проверенным временем, местам не дали результата. Не помогали включённые диктофонные записи соловьиных песен. Не было ни одного намёка на их присутствие. Разные птицы на все голоса распевали свои весенние трели, не пели только соловьи. Завтра 4 мая. Проснулся рано утром, быстренько перекусил, набрал в баночку свежих мучных червей и несколько не особо крупных зофобасов. Все необходимые снасти: лучки, сети, маленькие переноски и кутейка, давно лежали в багажнике автомобиля.
Погода предполагалась отличной - солнечной и безветренной, во всяком случае, в первой половине дня. Через 10 минут оставил машину на окраине города, взял сумку и направился через старый парк в лесок. Уже полностью рассвело. Около 40 лет наблюдаю в этих местах до полусотни дневных и ночных поющих соловьёв. Прислушался к звукам песен, льющихся с вершин деревьев. Над головой скворец, сидя на высокой сухой ветке берёзы, импровизировал свои, то рокочущие, то скрипучие, то вполне чистые и красивые мелодии. Пели зяблики, пеночки веснички и певчие дрозды.
Зима ещё делала попытки напомнить о себе утренней прохладой, но весеннее пробуждение и обновление жизни в природе повсюду проявлялось в запахах леса, в пении птиц и возросшей активности насекомых. Многие деревья оделись свежими ярко-зелёнными листьями, дни стали длиннее и солнышко становится теплее.
В парке включил запись песни соловья на полную громкость. Метров через 100 отозвался соловей, выдал несколько трелей и замолк. Больше на запись не реагировал. Меня обрадовал сам факт появления соловьёв. Пошёл по тропинке дальше. Через пару сотен метров отозвался ещё один. Пропел несколько колен и тоже замолчал. Сам по себе процесс ловли довольно прост, но надо было выявить всех возможных в этих местах голосистых птиц. Перешёл однопутный железнодорожный путь и направился через лес к просеке, сплошь заросшей небольшим кустарником. Вдоль просеки проходила высоковольтная линия. Туда я и направился. Пришлось пробираться через целое кладбище собачьих могил. Всё как у людей, оградки, холмики, венки, цветы и скорбные надписи.
На другой стороне просеки услышал посвист соловья и быстрым шагом направился туда, включил запись и увеличил громкость песни. Соловей отозвался продолжительным пением, но напев резко отличался от подмосковного.
Сквозь густые кусты перешёл просеку. Соловей продолжал петь в десятке метров от меня. Я снова прислушался к неплохо исполняемым коленам. Сразу отметил, что тембр необычайно низкий, редкостный. Не торопится, чётко отсекает одно колено от другого. Да, явно не наш, не подмосковный. Но, где я эти строфы уже слышал? Одно колено сразу перенесло меня в окрестности Чернигова. Первую половину бубенцового раската выполнил с повышением тональности, а вторую с понижением. Именно там впервые я услышал это колено. Но, вот другие, отдельные дудки, встречал в лесах Нижнего Новгорода. Заблудился, видимо, или на пролёте, не добрался пока ещё до своих родных мест. Ведь соловьи перемещаются к местам гнездования по ночам.
Стоял, слушал, и решил поймать этого голосистого незнакомца, послушать его до начала июня и выпустить на волю. Время поискать самого лучшего из пернатых солистов ещё с недельку есть. Позже уже нельзя, птица обзаводится супругой. Самка выбирает удобное место и начинает заниматься постройкой гнезда и откладывает яйца.
К этому времени самец по песне в раж входит. Семейный соловей поёт разнообразнее и лучше, чем холостяк, поёт днём, а многие и днём, и ночью, пением обозначает свою территорию, отважно изгоняет из своей зоны всех конкурентов. Пойманный от самки, соловей, как правило, не запоёт, да и за корм с горя может не взяться вовсе. Неопытный ловец может упустить момент. Когда голодную птицу ещё можно выпустить и не опасаться за её жизнь. Упустил время, птица быстро худеет, становится слабой. Потом выпускай, не выпускай всё равно ложится грех на душу за загубленную птичью жизнь. А если и возьмётся за еду, то песню услышишь, может быть, лишь только на следующий год.
Нашёл среди кучи засохшего валежника не особенно сырой пятачок земли, расчистил место от толстого слоя прошлогодних листьев, закрепил на небольшом расстоянии друг от друга два лучка, с нанизанными на проволоку мучными червями. Между ними оставил включённым диктофон. Через пару-тройку минут услышал несильный хлопок. Подошёл к лучкам и вижу такую картинку. В одном лучке дужка с сеткой торчала вертикально. В момент срабатывания сторожка, сетка зацепилась за выступающий из земли корешок. Соловей, естественно, легко улетел.
- Вот незадача! Как же я так оплошал? Напуганный соловей второй раз к лучку может и не подойти.
Включил запись, соловей отозвался песней и подлетел совсем близко. Я снова установил лучок, проверил его на срабатывание. Вроде теперь всё в порядке, ничего не мешает. Птица, видимо, не особенно была напугана и минуты через две смело повторила попытку поживиться дармовым угощением. На этот раз лучок сработал отлично. Соловей был пойман, осмотрен и помещён в кутейку.
Дома скоро принялся за мучных червей. Клетку накрыл белым простынным материалом. Крылья в первые двое суток были связаны. Как только развязал крылышки и подвесил купалку, он в тот же день выкупался. Запел на четвёртый день. Ещё через несколько дней начал во весь голос пропевать почти полный свой репертуар.
Я понемногу добавлял в кормушку с червями соловьиную смесь. Первые дни соловей смесь не брал, но затем раскусил, что это для здоровья полезно и начал поедать мягкий корм. Первоначально давал по 80 мучных червей, но когда, поедая смесь, начал оставлять несколько нетронутых червей, я стал уменьшать долю мучника и увеличил в конечном итоге мягкого корма до полторы столовые ложки. Клетку, накрытую материалом, через недели две с передней стороны начал понемногу открывать.
К этому времени у меня распелся второй соловей, которого я добыл с большим приключением. Об этой поездке за соловьём я, наверное, долго буду помнить. А дело обстояло так. На следующее утро, после поимки первого залётного, поехал в Дмитровский район прослушать соловьёв вдоль реки Яхрома.
Солнце еле проглядывало сквозь тонкие высокослоистые облака. Проезжая мимо посёлка Мелихово – это недалеко от моей дачи, через открытое окно автомобиля услышал пение соловья и остановился на обочине. Вышел из машины, перешёл дорогу и прислушался. В низине, глубоко в кустах пел соловей. Песня его показалась мне заслуживающей внимания. Начинал со звонкого, сразу берущего за душу почина, характерного для всех подмосковных соловьёв, затем исполнил водопойную дудку и великолепный продолжительный раскат, который не заглушали звуки проезжающих мимо машин. Один за другим следовали гусачок, чистое бульканье, а затем колено, напоминающее выкрик кулика, сменяющегося на двойную лешеву дудку. Каждое колено исполнялось неторопливо, с достоинством. Дробь такую закатил, горячо стало, будто кто-то окатил крапивой вдоль всей спины. Почему-то, я начал считать колена, сбился, их было не менее десяти. Даже удивился, первый встреченный сегодня соловей и такая удача.
Спустился с насыпи. Соловей пел в болотистом кустарнике. Я начал обходить его, углубился в лесок. Под сапогами чавкали большие лохматые кочки, проросшие травой и мхом, а между ними ещё не сошла талая вода. Я уже подошёл к соловью совсем близко, как вдруг кочка, на которую наступил, ушла вниз, и в одно мгновенье оказался по пояс в жидкой болотной грязи. Ветка куста, за которую рефлекторно ухватился, помогла мне выбраться из этой трясины.
Вышел к дороге и, не вылезая из кустов, снял с себя, измазанные в грязи куртку, брюки и сапоги. В луже вымыл руки и ноги. Дождался, когда на дороге не было проезжающих автомобилей, быстро заскочил в свою машину, бросив ком грязной одежды на заднее сиденье и в таком полуголом виде, босиком, поехал к себе на дачу вымыться, переодеться и постирать грязную одежду. Несмотря на полученный стресс во время непредвиденного купания в болотной грязи, соловья в тот же день, вечером, я всё-таки поймал, посадил в клетку на дачной остеклённой веранде и через несколько дней он своими песнями радовал не только меня и всех соседей по даче.
А тут получаю письмо по электронной почте от давнего друга, такого же любителя соловьиного пения, живущего в небольшом сибирском городке. Привожу текст его письма в сокращённом виде:
- Саша, если сильно не затруднит, ты можешь поймать для меня хорошего восточного соловья? Когда тебе будет удобно, конечно, исходя из имеющихся возможностей. Я понимаю, что сейчас уже поздно ловить, но может быть в вашем районе остались холостые соловьи? Полностью полагаюсь на твой вкус. Очень хочется иметь и содержать соловья с подмосковной песней.
Прочитал это письмо, а сам задумался. Друга не хочется обидеть, но ловить соловья по срокам действительно уже поздно. Птицы давно образовали пары, возможно, выкармливают птенцов, а где я сейчас найду холостых соловьёв? Но, у меня их два и оба поют в полный голос. К соловьиной смеси и мучным червям птицы приучены. Сознание немного «жаба» душила, жалко было расставаться с неплохим соловьём. На следующий день решил всё же отдать второго, раз друг хочет соловья именно с подмосковным напевом. А я на следующий год найду себе другого, с ещё лучшей песней, не хуже этого. Да, и на душе, от принятого решения, сразу легче стало.
По договорённости с проводником, отправил коробку с соловьём моему другу, за тысячи километров, в вагоне скорого поезда.
Закончить строки о людях, для которых пение соловьёв – это нечто больше, чем простое увлечение, хочу отрывком из рассказа И.Тургенева «О соловьях»:
«Был у меня товарищ, охотник смертный до соловьев; часто мы с ним ездили. Подслеповат он был – много это ему мешало. Раз, под Лебедянью, выслушал он удивительного соловья. Приходит ко мне, рассказывает – так от жадности весь трясётся. Стал его ловить, – а сидел он на высокой осинке. Вот, однако, спустился, погнал его товарищ в сеть; ткнулся соловей в сеть – и повис. Стал его товарищ брать – знать, руки у него дрожали – соловей вдруг как шмыгнет у него между ног – свистнул, запел и улетел. Товарищ так и завопил. Он потом божился, уверял меня, что он явственно чувствовал, как кто-то соловья у него из рук силой выдернул. Что ж! Всяко бывает. Принялся он опять манить его – нет! не тут-то было: оробел, знать, смолк. Целых десять дней товарищ потом за ним всё ходил. Что же вы думаете? Соловей хоть бы чукнул – так и пропал. А товарищ чуть не рехнулся; насилу его домой притащил. Возьмёт, шапку оземь грянет, да как начнет себя кулаком по лбу бить… А то вдруг остановится и закричит: «Раскапывайте землю – в землю уйти хочу, туда мне дорога, слепому, неумелому, безрукому…» Вот как оно бывает чувствительно.»
Есть общие правила содержания пойманных соловьёв в неволе.
Во-первых, необходимо внимательно осмотреть лапки и клюв отловленного соловья на предмет возможных заболеваний, наличия клещей, а также оценить общее состояние здоровья; в случае обнаружения каких либо заболеваний, болезней ног и крыльев, кожи и оперения, птицу лучше всего выпустить.
Во-вторых, надо связать кончики крыльев и посадить в полотняную кутейку. Кутейка – это проволочный, или деревянный каркас обтянутый полотном. Связывать крылья нужно потому, что в первые минуты невозможно определить, буйный соловей попался или спокойный, поэтому лучше не рисковать. Обидно покалечить птицу в пути или привезти домой обтрепанный комочек перьев. В кутейку необходимо бросить с десяток мучных червей или пяток небольших зофобасов, предварительно раздавив им головы, чтобы они не расползлись. Птица, как правило, начинает хватать червей ещё в дороге. Если дорога от места лова до дома занимает более часа, необходимо соловья напоить.
В-третьих, дома, прежде чем посадить птицу в заранее приготовленную клетку, лапки до колена смазываю «Нитрофунгином». «Нитрофунгин» – 1% раствор для наружного применения, показал хорошие результаты по профилактике и лечения птиц от клещей. Один раз в месяц этим раствором я смазываю лапки всем своим птицам, за исключением периода пения. После обработки ног птице нельзя купаться дня два. Затем клетку следует накрыть светлым простынным материалом.
Оптимальный размер клетки для соловья – 60-70 х 30 х 40 см. Лучше, если клетка ящичного типа. Чистить клетку надо через день, поддон должен быть постоянно чистым, в противном случае появляется неприятный запах. С этой целью поддон застилается бумагой, на которую насыпается крупный промытый песок.
Птица должна сидеть на жёрдочке так, чтобы противоположные пальцы с коготками охватывали её на 3/4 диаметра. Подходящая толщина одной жёрдочки для соловьев - 1,5 см., другой - 2,5 см., чтобы птицы перепархивая с одной на другую, тренировали свои пальцы и соответственно мышцы.
Я своим отловленным соловьям ежедневно давал по 60 - 80 живых мучных червей в фарфоровой чашке с высокими бортиками. Если есть возможность добавлять в корм свежие муравьиные яйца, то количество мучных червей можно уменьшить. Ожирения в первые два месяца после поимки бояться не стоит – это миф.
Необходимо следить, чтобы вода в поилке была комнатной температуры и чистая. Если птица содержится в городской квартире, то хлорированную воду из крана надо выдерживать в открытой стеклянной банке в течение суток. Через трое суток крылышки соловью можно развязать и подвесить наружную купалку. Все соловьи очень любят плескаться в свежей воде, а затем приводить своё оперение в порядок. Птицы очень быстро приводят в порядок повреждённые от связывания кончики перьев на крыльях.
Дня через четыре, максимум через неделю, соловей запоет. Сначала вполголоса, а ещё через пару дней пойдёт в «мах». Нередко бывали случаи, когда соловьи запевали в полный голос уже в первую ночь или на следующее утро.
Во второй декаде июня, соловьи, как правило, уже прекращают петь. С этого времени приученная к «соловьиной» смеси птица готовится к линьке. Передняя стенка клетки полностью открыта для лучшей адаптации к окружающей обстановке, в том числе и привыкания к людям.
Базовый состав «соловьиной» смеси готовится следующим образом; сначала в кухонном комбайне прокрутить десять круто сваренных яиц и вывалить содержимое в таз. Точно так же измельчить штук шесть-семь среднего размера промытых морковин, добавить варённое пшено (1 стакан пшена на 1,2 стакана воды. Варить пшено до полного выпаривания воды, а затем дать каше остыть). Кашу сварить надо таким образом, чтобы она была рассыпчатой). Добавить в массу, прокрученные в комбайне, и измельчённые листья крапивы, одуванчика и мокрицы. В зимний период можно использовать купленную в аптеке крапиву в пакетиках. В летний период травы на зиму желательно заготавливать самому и высушивать в затенённом месте.
Добавить 30 – 40% «Падована Инсект Пати». Приобрести можно в зоомагазинах. Упаковки с просроченной датой лучше не использовать. При отсутствии Падована можно использовать «Фиори для насекомоядных птиц с насекомыми» или «Роял Канин для маленьких котят» (измельчить в комбайне, или в миксере). Не лишним будет добавить 2 стакана измельчённого сухого гамаруса и 1 стакан свежезамороженных муравьиных куколок. Нет муравьиных куколок? Ничего страшного, на первых порах можно обойтись без них. Иногда добавляю пчелиную пыльцу. Всё тщательно перемешать. Если смесь ешё липнет к пальцам, то добавить немного панировочных сухарей.
Готовую смесь распределить по целлофановым пакетикам (в один пакет насыпать дневной рацион смеси для всех птиц) и уложить в морозилку. Вечером, перед сном один пакетик переместить из морозилки на полку в холодильнике. К утру, соловьиная смесь доходит до нужной кондиции. К этому корму добавить немного свежего нежирного творога, перемешать и уже готовую смесь разложить по кормушкам, для всех птиц. Творог можно приготовить самому - 1 литр кефира довести до кипения и процедить через марлю.
Для каждой птицы порция мягкого корма подбирается индивидуально. Здесь главное уловить тот оптимальный объём, который не приведёт к ожирению и не оставит птицу голодной до следующего кормления. Доза зависит от вида птицы и поедания ею ягод (славки и дрозды, например).
Были времена, когда мучных червей в Москве невозможно было найти, приходилось дождевыми червями кормить, мотыльками, кузнечиками, опарышем и мотылём, а в отдельные периоды сырое замороженное говяжье сердце резать на очень маленькие кусочки и добавлять в мягкий корм.
Некоторые любители обходятся только сухим импортным кормом и утверждают, что на таком рационе птицы прекрасно себя чувствуют и много поют, но я придерживаюсь старых, проверенных временем, традиций.
Приученным к «соловьиной» смеси птицам уменьшить мучных червей до 15 - 20 штук в день, причем половину указанных червей лучше давать на ночь. Покормленный вечером соловей меньше беспокоится ночью. Вечернюю порцию мучных червей предпочитаю скармливать с рук. Мне очень нравится, когда птица выхватывает червя из пальцев или с ладони.
У каждого любителя - свой режим кормления птиц. Это зависит от множества факторов - режима работы, привычки бодрствовать ночью, а утром долго спать и просыпаться во вторую половину дня и т.д.. Грамотный в содержании птиц, человек может управлять процессом и приспосабливает птиц к определенному режиму кормления, может несколько менять вкусы птицы, без особого ущерба её здоровью. Изменять световой режим, сроки и суточный режим пения таким образом, какой ему выгоден.
Я начинаю кормить птиц в семь часов утра. Организм любого существа, в том числе и птиц, усвоит то количество микроэлементов (витаминов), которые на данный момент времени ему необходимы. Корм даётся с таким расчетом, чтобы немного оставалось на следующее утро. При очень низкой влажности воздуха в помещении корм подсыхает. Его необходимо, перемешивая, увлажнять, используя обыкновенный пульверизатор. В очень жаркую погоду желательно свежий корм давать птицам дважды, утром и вечером.
Птица, содержащаяся в тесных клетках, может жиреть от недостатка движений и от обилия жиросодержащего корма, а количество белка в корме переходит критическое число, менее 40 % в общей массе. Бывает, что некоторые избыточные элементы, в частности жирные кислоты, не используются для построения клеточных перегородок, а кровью переносятся на некоторые участки тела и образуют жировые прослойки. Вот за этим процессом надо внимательно наблюдать и вовремя принимать меры. Первый сигнал начала ожирения – птица меньше поет или вовсе прекращает петь. Бороться с ожирением не стоит. Уменьшение количества привычного корма может привести к гибели питомца. Последствия, как правило, - преждевременная линька.
Многие охотники-любители пробовали выполнить детальный анализ песни соловья. Каждому звуку или колену давали свое название по слуховым ассоциациям, пытались словами изобразить звуки, издаваемые птицей. К подобному творчеству надо иметь особый талант и постоянно совершенствоваться.
Продолжение следует