Охота за соловьём

Статьи, очерки, заметки, наблюдения и т.п.
Аватара пользователя
Крохин Александр
Catcher
Сообщения: 154
Стаж: 9 лет 5 месяцев
Имя: Александр
Фамилия: Крохин
Страна: Россия
Город: Лобня
Специальность: Инженер-экономист
Виды птиц: Насекомоядные
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 220 раз
Возраст: 77

Охота за соловьём

Сообщение Крохин Александр »

Охота за соловьём
Песня соловья не оставляет равнодушным ни одного человека. Услышав соловьиные раскаты и дроби, он останавливается. Немного постоит, послушает, а если и не остановится, то всё равно восхитится мощным голосом и неуёмной энергией прославленного певца, и пойдёт дальше, по своим суетным делам. Но одно отмечает неизменно, что настроение его улучшилось, душа мысли стали посветлевшими и сам стал добрее. А уж про ловцов, любителей соловьиного пения, - особый разговор.
Пение соловья — это целая «наука» для знатоков. В прежнее время сильнее была развита «соловьиная охота», то есть выслушивание певцов в природе и содержание их в клетке. Были замечательные знатоки соловьиного пения, разбиравшиеся во всех тонкостях различных строф (колен) и оттенков песни того или иного певца. И. С. Тургенев в рассказе «О соловьях» не обошёл вниманием эту тему.
За всю мою жизнь я только дважды встречал особо выдающихся певцов, одного в Ленинградской области (май 1970 г.), а второго в Новгородской (май 1980 г.). До сегодняшнего дня пение этих двух птиц служат мне эталоном соловьиного искусства импровизации.
В конце мая гостил у тестя, в частном секторе города Пестово. Позади деревянного дома раскинулись огороды. Перед домом, вдоль грунтовой дороги, неширокой полосой тянулось старое, покрытое толстым слоем мха, болото, густо заросшее невысокими сосенками, ивами и вербами.
Ночью проснулся от того, что за окном пел соловей. Окно было открыто. Чтобы не беспокоили комары, в окна были плотно вставлены рамки с натянутыми сетками. Соловей начинал свою песню с чистого почина – «го-го-ту, го-го-ту» (с ударением на последний слог, протяжно так). Это колено называется «лешевой дудкой с оттолочкой». Затем дробью с подъемом как сыпанет – мурашки пробегают по коже. Далее еще одна оттолочка – нежное «тук». Словно тебя последней горошиной по темечку тюкнули, легонечко так. После оттолочки следовали дудки, дроби и россыпи. Нежные звуки песни сменяются громкими - щелкающими, радостные — грустными. Неторопливый темп и низкий, «бархатный» тембр исполнителя лишь подчеркивал неповторимую красоту и гармонию звуков, приятную для слуха, для души. Напоследок щелкнет и тревожной хлыстовой водопойной дудкой – «у-пив, у-пив» - и тишина, сразу теплая волна по груди и вискам прокатит, сердце на мгновенье останавливается.
По всему чувствовалось, что и сам соловей поет с великим удовольствием, в этом легко убедиться, слушая его бесконечные импровизации. Через пару секунд певец с новой силой начинает свое удивительное представление. Я тогда насчитал разных колен не менее двадцати и сбился. Сбился оттого, что последовательность каждой новой песни не повторялась. В этом суть его таланта. Когда он так самозабвенно, забывая обо всем, с энтузиазмом поет, в птичьем царстве он поэт, композитор, режиссер-постановщик. Одним словом – творец!
Соловей пел в основном ночью, на большом кусте сирени, загустившемся за окном. Днем из кустов нередко слышалась его тихая песня, включавшая многие красивые звуки, которых в ночном пении не встречались. Славная была птица!
Когда я приехал туда на следующий год, то болотце уже осушили и засыпали песком. Началось строительство стадиона. Вместо пения соловьев, несколько лет подряд, и днем, и ночью в бывшее болото забивал длинные сваи гидравлический молот. Через пять лет на этом месте построили стадион и Дом культуры.
Содержание соловьев в неволе – одна из древнейших традиций русского народа. Испокон веков клетка с соловьём служила украшением простых крестьянских хат, мещанских, а позже и купеческих, домов и придорожных трактиров. В XIX веке и в начале прошлого века в России, а особенно в Москве, соловьиной охотой увлекались люди разного чина и сословий, лица духовного сословия. Даже такие члены известных фамилий, как граф Д.С.Шереметев, князь Ф.Ф.Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, которые не только сами были большими любителями соловьиного пения, но также и покровительствовали кружку любителей соловьев.
В 1907 году в Москве проводился специальный конкурс соловьев. К конкурсу пения соловьев были привлечены, кроме любителей соловьиного пения, профессиональные музыканты – в том числе член Императорского Русского музыкального общества, профессор Московской консерватории Ю.С.Сахновский. Материалы по конкурсу до сих пор представляют большой интерес не только для любителей, но и для орнитологов.
В 1983 году на выставке-конкурсе, который проводился на ВДНХ, мой соловей получил золотую медаль и диплом первой степени. В этом конкурсе принимали участие почти все Республики СССР и некоторые зарубежные страны, такие как Чехословакия и Югославия
Конец апреля и начало мая для настоящего любителя непростое время года. К прилёту любимых птиц весь организм настраивается на предстоящую соловьиную охоту. Странное дело, но к этому времени прекращаются все болезни и недомогания. Если в поясницу вступило, или давленьице гуляет, всё равно в это время становишься как бы сам не свой, а ушёл в поле или лесок и куда вся хворь девается, обо всём на свете забываешь.
А вообще-то, истинный охотник к весенней ловле соловьёв готовится особенно тщательно. Сначала начинает испытывать зуд и потребность ещё и ещё раз проверить свои старые, годами используемые ловчие снасти. Нет ли каких либо порывов на сетке лучка, хорошо ли работают пружины. Исправна ли ловчая сеть и чиста ли кутейка. В общем, подготовительных работ хватает. Сколько нежности и заботы проявляется в соблюдении этого ежегодного ритуала. Сюда включается приобретение необходимого запаса мучных червей, а если повезёт, то и свежих муравьиных яиц. Тщательно готовится сама клетка, в которой будет проживать будущий певец. Тут и кормушка с поилочкой, и купалка приготовлена.
Ловля соловьев для многих охотников – это настолько интимное дело, что почти полностью исключает наличие напарника. Чаще всего, чтобы прослушать соловьёв и найти именно желанного, удовлетворяющего именно твоим вкусам, приходится прошагать не один десяток километров по лесистым оврагам, вдоль заросших кустарником речек и по болотам, выслушать до сотни соловьёв и выбрать одного. Поэтому весенняя ловля лучших по песне соловьёв не только увлекательнейшее занятие, но и требует значительных физических сил, огромного терпения и опыта.
Близкие родственники считают эти внутренние и внешние процессы, происходящие с нормальным, в общем-то, человеком, ненормальным весенним обострением.
Затем начинаются телефонные переговоры со старыми друзьями-соловьятниками из более южных районов. Интересует только один вопрос:
- Прилетели соловьи или нет?
Затем, в зависимости от погоды, охотник совершает вылазки в свои, годами проверенные соловьиные места. Правда, с каждым годом таких мест становится всё меньше и меньше. Это связано, прежде всего, со строительством новых коттеджных и дачных посёлков, масштабы застроек которых, во всяком случае, в Московской области, приняли огромные масштабы.
Друзья с южных районов Подмосковья ещё 1 мая сообщили, что соловьи к ним прилетели. Три дня бесплодных поисков первых птиц проскочили быстро. Поездки и хождения по всем, проверенным временем, местам не дали результата. Не помогали диктофонные записи соловьиных песен. Не было ни одного намёка на их присутствие. Разные птицы на все голоса распевали свои весенние трели, не пели только соловьи. Завтра 4 мая. Проснулся рано утром, быстренько перекусил, набрал в баночку свежих мучных червей. Все необходимые снасти: лучки, сети, маленькие переноски и кутейка, давно лежали в багажнике автомобиля.
Погода предполагалась отличной - солнечной и безветренной, во всяком случае, в первой половине дня. Через 10 минут оставил машину на окраине города, взял сумку и направился через старый парк в лесок. Уже полностью рассвело. Более 30 лет наблюдаю в этих местах до полусотни дневных и ночных поющих соловьёв. Прислушался, над головой скворец, сидя на высокой сухой ветке берёзы, импровизировал свои, то рокочущие, то скрипучие, то вполне чистые и красивые мелодии. Пели зяблики, пеночки веснички и певчие дрозды.
Зима ещё делала попытки напомнить о себе утренней прохладой, но весеннее пробуждение и обновление жизни в природе повсюду проявлялось в черёмуховых запахах леса, в пении птиц и возросшей активности насекомых. Многие деревья оделись свежими ярко зелёнными листьями, дни стали длиннее и солнышко теплее.
В парке включил запись песни соловья на полную громкость. Метров через 100 отозвался соловей, выдал несколько трелей и замолк. Больше на запись не реагировал. Меня обрадовал сам факт появления соловьёв. Пошёл по тропинке дальше. Через пару сотен метров отозвался ещё один. Пропел несколько колен и тоже замолчал. Сам по себе процесс ловли довольно прост, но надо было выявить всех возможных в этих местах голосистых птиц. Перешёл однопутный железнодорожный путь и направился через лес к просеке, сплошь заросшей небольшим кустарником. Вдоль просеки проходила высоковольтная линия. Туда я и направился. Пришлось пробираться через целое кладбище собачьих могил. Всё как у людей, оградки, холмики, венки, цветы и скорбные надписи.
На другой стороне просеки услышал посвист соловья и поспешил туда, включил свою запись немного громче. Соловей отозвался продолжительным пением, но напев был явно не подмосковный. Сквозь густые кусты перешёл просеку. Соловей продолжал петь в десятке метров от меня. Я снова прислушался к неплохо исполняемым коленам. Сразу отмечалось на слух, что тембр необычайно низкий, редкостный. Не торопится, чётко отсекает одно колено от другого. Явно не наш, не подмосковный. Но, где я эти строфы уже слышал? Одно колено сразу перенесло меня в окрестности Чернигова. Бубенцовый раскат выполнил то с повышением тональности, то с понижением. Именно там впервые я услышал этот напев. Но вот другие, отдельные колена, встречал в лесах Нижнего Новгорода. Заблудился, видимо, или на пролёте, не добрался пока ещё до своих родных мест.
Стоял, слушал, и решил поймать этого голосистого незнакомца, послушать его до начала июня и выпустить на волю. Время поискать самого лучшего из пернатых солистов ещё с недельку есть. Позже уже нельзя. К тому времени птица обзаводится супругой, начинают заниматься постройкой гнезда. К этому времени самец по песне в раж входит. Семейный соловей поёт разнообразнее и лучше, чем холостяк, поёт днём, а многие и днём, и ночью, пением обозначает свою территорию, отважно изгоняет из своей зоны всех конкурентов. Пойманный от самки, соловей, как правило, не запоёт, да и за корм с горя может не взяться вовсе. Неопытный ловец может упустить момент. Когда голодную птицу ещё можно выпустить и не опасаться за её жизнь. Упустил время, птица быстро худеет, становится слабой. Потом выпускай, не выпускай всё равно ложится грех на душу за загубленную птичью жизнь. А если и возьмётся за еду, то песню услышишь, может быть, лишь только на следующий год.
Нашёл среди кучи засохшего валежника не особенно сырой пятачок земли, расчистил место от толстого слоя прошлогодних листьев, закрепил на небольшом расстоянии друг от друга два лучка, с нанизанными на проволоку мучными червями. Между ними оставил включённым диктофон. Через пару-тройку минут услышал несильный хлопок. Подошёл к лучкам и вижу такую картинку. В одном лучке дужка с сеткой торчала вертикально. В момент срабатывания сторожка, сетка зацепилась за выступающий из земли корешок. Соловей, естественно, легко улетел. Вот незадача! Как же я так оплошал? Напуганный соловей второй раз к лучку может и не подойти.
Включил запись, соловей отозвался песней и подлетел совсем близко. Я снова установил лучок, проверил его на срабатывание. Вроде теперь всё в порядке, ничего не мешает. Птица, видимо, не особенно была напугана и минуты через две смело повторила попытку поживиться дармовым угощением. На этот раз лучок сработал отлично. Соловей был пойман, осмотрен и помещён в кутейку. Дома скоро принялся за мучных червей. Клетку накрыл белым простынным материалом, так птица особо не беспокоится и быстро привыкает к клетке. Крылья в первые двое суток были связаны. Как только развязал крылышки и подвесил купалку, он в тот же день выкупался. Запел на четвёртый день. Ещё через несколько дней начал во весь голос пропевать почти полный свой репертуар.
Я понемногу добавлял в кормушку с червями соловьиную смесь, первые дни соловей смесь не брал, но затем раскусил, что это для здоровья полезно и начал поедать мягкий корм. Первоначально давал по 80 мучных червей, но когда, поедая смесь, начал оставлять несколько нетронутых червей, я стал уменьшать долю мучника и увеличил в конечном итоге мягкого корма до полторы столовые ложки. Клетку, накрытую материалом, через недели две с передней стороны начал понемногу открывать.
К этому времени у меня распелся второй соловей, которого я добыл с большим приключением. Об этой поездке за соловьём я, наверное, долго буду помнить. А дело обстояло так. На следующее утро, после поимки первого залётного, поехал в Дмитровский район прослушать соловьёв вдоль реки Яхрома.
Солнце еле проглядывало сквозь тонкие высокослоистые облака. Проезжая мимо посёлка Мелихово – это недалеко от моей дачи, через открытое окно автомобиля услышал пение соловья и остановился на обочине. Вышел из машины, перешёл дорогу и прислушался. В низине, глубоко в кустах, пел соловей. Песня его показалась мне заслуживающей внимания. Начинал со звонкого, сразу берущего за душу почина, характерного для всех подмосковных соловьёв, затем исполнил водопойную дудку и великолепный продолжительный раскат, который не заглушали звуки проезжающих мимо машин. Один за другим следовали гусачок, чистое бульканье, а затем колено, напоминающее выкрик кулика, сменяющегося на двойную лешеву дудку. Каждое колено исполнялось неторопливо, с достоинством. Дробь такую закатил, горячо стало, будто кто-то окатил крапивой вдоль всей спины. Почему-то, я начал считать колена, сбился, их было не менее десяти. Даже удивился, первый встреченный сегодня соловей и такая удача.
Спустился с насыпи. Соловей пел в болотистом кустарнике. Я начал обходить его, углубился в лесок. Под сапогами чавкали большие лохматые кочки, проросшие травой и мхом, а между ними ещё не сошла талая вода. Я уже подошёл к соловью совсем близко, как вдруг кочка, на которую наступил, ушла вниз, и в одно мгновенье оказался по пояс в жидкой болотной грязи. Ветка куста, за которую рефлекторно ухватился, помогла мне выбраться из этой трясины.
Вышел к дороге и, не вылезая из кустов, снял с себя, измазанные в грязи куртку, брюки и сапоги. В луже вымыл руки и ноги. Дождался, когда на дороге не было проезжающих автомобилей, быстро заскочил в свою машину, бросив ком грязной одежды на заднее сиденье и в таком полуголом виде, босиком, поехал к себе на дачу вымыться, переодеться и постирать грязную одежду.
Несмотря на полученный стресс во время непредвиденного купания в болотной грязи, соловья в тот же день, вечером, я всё-таки поймал, посадил в клетку на дачной остеклённой веранде и через несколько дней он своими песнями радовал не только меня и всех соседей по даче.
А тут получаю письмо по электронной почте от давнего друга, такого же любителя соловьиного пения, живущего в небольшом сибирском городке. Привожу текст его письма в сокращённом виде:
- Саша, если сильно не затруднит, ты можешь поймать для меня хорошего восточного соловья? Когда тебе будет удобно, конечно, исходя из имеющихся возможностей. Я понимаю, что сейчас уже поздно ловить, но может быть в вашем районе остались холостые соловьи? Полностью полагаюсь на твой вкус. Очень хочется иметь и содержать соловья с подмосковной песней.
Прочитал это письмо, а сам задумался. Друга не хочется обидеть, но ловить соловья по срокам действительно уже поздно. Птицы давно образовали пары, возможно, уже выкармливают птенцов, а где я сейчас найду холостых соловьёв? Но, у меня их два и оба поют в полный голос. К соловьиной смеси и мучным червям птицы приучены. Сознание немного «жаба» душила, жалко было расставаться с неплохим соловьём. На следующий день решил всё же отдать второго, раз друг хочет соловья именно с подмосковным напевом. А я на следующий год найду себе другого, с ещё лучшей песней, не хуже этого. Да, и на душе, от принятого решения, сразу легче стало.
По договорённости с проводником, отправил коробку с соловьём моему другу, за тысячи километров, в вагоне скорого поезда.
В последних числах июня получил, таким же способом, посылку из Ташкента. Друг из Узбекистана прислал мне в подарок соловья «Хафиза». Этот соловей несколько отличается от западный и восточных. Некоторые орнитологи отказались признавать его среднеазиатским подвидом западного соловья. Почему? Доктор биологических наук, профессор Олег Васильевич Митропольский рассказал о некоторых его особенностях:
- Во-первых, есть отличие в плечевых костях;
- Во-вторых, он является самым крупным представителем рода соловьёв;
- В-третьих, строй песни, сила звука и значительно отличается от песен западных соловьёв, хотя и присутствуют некоторые общие колена.
- В-четвёртых, живёт и размножается только в Средней Азии.
Я бы добавил к сказанному, что «Хафиз» постоянно водит длинным хвостом вверх-вниз, совсем как горихвостка, или трясогузка.
Закончить свой рассказ о людях, для которых пение соловьёв – это больше, чем просто увлечение, хочется несколькими строками из рассказа И.С.Тургенева «О соловьях»:
«Был у меня товарищ, охотник смертный до соловьев; часто мы с ним ездили. Подслеповат он был – много это ему мешало. Раз, под Лебедянью, выслушал он удивительного соловья. Приходит ко мне, рассказывает – так от жадности весь трясется. Стал его ловить, – а сидел он на высокой осинке. Вот, однако, спустился, погнал его товарищ в сеть; ткнулся соловей в сеть – и повис. Стал его товарищ брать – знать, руки у него дрожали – соловей вдруг как шмыгнет у него между ног – свистнул, запел и улетел. Товарищ так и завопил. Он потом божился, уверял меня, что он явственно чувствовал, как кто-то соловья у него из рук силой выдернул. Что ж! Всяко бывает. Принялся он опять манить его – нет! не тут-то было: оробел, знать, смолк. Целых десять дней товарищ потом за ним все ходил. Что же вы думаете? Соловей хоть бы чукнул – так и пропал. А товарищ чуть не рехнулся; насилу его домой притащил. Возьмет, шапку оземь грянет, да как начнет себя кулаком по лбу бить… А то вдруг остановится и закричит: «Раскапывайте землю – в землю уйти хочу, туда мне дорога, слепому, неумелому, безрукому…» Вот как оно бывает чувствительно.»
Аватара пользователя
Крохин Александр
Catcher
Сообщения: 154
Стаж: 9 лет 5 месяцев
Имя: Александр
Фамилия: Крохин
Страна: Россия
Город: Лобня
Специальность: Инженер-экономист
Виды птиц: Насекомоядные
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 220 раз
Возраст: 77

Re: Охота за соловьём

Сообщение Крохин Александр »

Соловей Хафиза
Вложения
Хафиз 03.07.16 г. Кадр - 975.jpg
Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Записки охотника»