Орнитологические зарисовки

Статьи, очерки, заметки, наблюдения и т.п.
Аватара пользователя
Крохин Александр
Catcher
Сообщения: 154
Стаж: 9 лет 6 месяцев
Имя: Александр
Фамилия: Крохин
Страна: Россия
Город: Лобня
Специальность: Инженер-экономист
Виды птиц: Насекомоядные
Благодарил (а): 57 раз
Поблагодарили: 220 раз
Возраст: 77

Орнитологические зарисовки

Сообщение Крохин Александр »

Орнитологические зарисовки
Наступила осень. Природа окрасилась в удивительно тёплые тона и уже начала ронять на землю свой осенний наряд. С кустов и деревьев сыплются на землю желтые, оранжевые и красные листья. Осень вошла в активную фазу листопада. Как тут не вспомнить строки бессмертного стихотворения А.С.Пушкина:
"Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.»
Сразу за нашим домом начинается смешанный лес, тянущийся до самого аэропорта Шереметьево. Погода с утра выдалась солнечная, безветренная. По лесным тропинкам не спеша прогуливаются пожилые люди и молодые мамы с детскими колясками.
Лес, живёт своей особенной жизнью, веками подчиняясь вполне определённому сезонному ритму. С вершин елей доносятся попискивания многочисленных корольков - самых маленьких птичек наших лесов, нижние ярусы ветвей осматривают синицы и поползни, стараясь в ветвях и потрескавшейся коре отыскать зазевавшихся насекомых. По осветлённым тропинкам прыгают зяблики в поисках упавших семян подорожника или полыни.
Так, потихонечку, дошел до кромки леса. Далее, тропинка упирается в забор, тянущийся вдоль всего леса до самого аэропорта. Сквозь крупноячеистую сетку кое-где зияют огромные дыры, проделанные то ли грибниками, то ли вездесущими ребятами. Лес, ещё совсем недавно бывший единым целым, сейчас оказался разрезанным пополам насыпной скоростной железной дорогой. Сквозь одну из таких дыр, я вышел на полотно и перешёл насыпь. За сеткой следующего забора, у самого леса, густой ивняк подковой замаскировал маленький прудик, диаметром около 6 - 7 метров.
Я давно приметил это место, служившее природным водопоем для самых разнообразных лесных птиц и мелкого зверья. Видел суетливых белок, ежей. Однажды поймал среднего размера красноухую черепаху, неизвестно как попавшую в это глухое место. Из её пасти торчал кусок лески, а при дальнейшем осмотре полости рта обнаружил впившийся в плоть щеки рыболовный крючок. Родина этой черепашки – Центральная и Южная Америка. Черепашку принёс домой, извлёк крючок, смазал антисептиком образовавшуюся язвочку в полости рта и выпустил в большой городской пруд.
Несколько сезонов наблюдаю гнездящихся поблизости от пруда пару диких уток - крякв. Утка откладывала яйца на одной из травяных кочек. Селезень плавал у кустов, но, завидев меня, сохраняя гордое достоинство, медленно заплывал в кусты и, пользуясь высокой травой, как укрытием, уходил.
Как-то утром, пробираясь через болотце, чуть было не наступил на только что вылупившихся, но шустрых утят, почти из-под ноги схватил в руку одного утёнка, но утка зашипела и бросилась на меня, стараясь ущипнуть клювом и одновременно ударить крылом. Я выпустил утёнка, но атаки продолжались до тех пор, пока я не повернул назад. Вот оно - проявление материнского инстинкта и бесстрашие перед опасностью. Спустя несколько дней я увидел уток с выводком, кормящихся в пруду.
Посещают водопой чечевицы, славки черноголовки, камышовки и садовые славки.
Ранней весной и осенью я ловил здесь разных птиц. Основная цель ловли – кольцевание и видовой учёт осёдлых и пролётных птиц. Записывал название птицы, её пол, примерный возраст. Попадались птицы с некоторыми видимыми заболеваниями, которым тут же оказывалась медицинская помощь. Как правило, это наличие у птицы большого количества мелких клещей, нарывов на ногах, около клюва и у глаз. Все птицы, после осмотра и обработки, немедленно выпускались. За всё время наблюдений, я насчитал посещение водопоя 72-мя видами птиц.
Прошлой осенью, поймал самую мелкую мухоловку наших лесов - малого мухолова. Самец малой мухоловки, на первый взгляд, напоминает миниатюрную зарянку. Грудь до горла украшает кирпично-красное пятно. Остальная часть груди от пепельно-серого, до белого цвета. Спинка и надхвостье буровато серые. Хвост чёрный с большими белыми пятнами по бокам. Эти пятна хорошо видны у летящей птицы. Самец очень красив. Такое брачное оперение малый мухолов надевает на третьем году жизни.
Эту птичку опытные любители певчих птиц ценят за их внешнюю красоту, ненадоедливые, бодро звучащие и чистые четырёхсложные флейтовые свисты. Словами эти свисты трудно выразить, примерно, «фьюИти-фьюИти-фьюИть-фьЮтити», с постепенным понижением тона. В разной местности бывают различные варианты песен. Поют с утра до вечера, сидя на самой макушке высокого дерева. При беспокойстве издаёт продолжительный звук, напоминающий частый сухой треск.
Лежащий на земле короткий ствол осины служил мне хорошим наблюдательным пунктом. В ивняке просматривалось мелькание нескольких птиц, по характеру движений и издаваемых позывок – это лазоревки, синицы-большаки и чижи. Сижу, наблюдаю, стараясь не особенно шевелиться. Через каждые полчаса, мимо по насыпи, в ту или другую сторону, с шумом проносятся скоростные экспрессы «Москва – Шереметьево 2» и снова тишина.
С вершины дерева раздались истерические выкрики дрозда, и чёрный комок буквально спикировал на торчавший из воды корень. Тут же, спрыгнул с корня в воду, залез по самую грудь и, не обращая никакого внимания на меня, стал плескаться, похлопывая по воде крыльями, и окунаясь в воду с головой, при этом выплёскивая очередную порцию воды себе на спину. Закончив водные процедуры, снова уселся на корень. Несколько раз резко отряхнулся, вскрикнул и полетел в направлении моего дома, через путевое ограждение, насыпь к противоположной полоске леса.
За те пять минут купания я хорошо рассмотрел его стройное телосложение, плотное и блестящее на солнце чёрное оперение, чёрный клюв. Чёрный клюв, первый признак того, что птица молодая, вывелась весной этого года. На второй год жизни клюв становится жёлто-оранжевым, а к третьему году ярко-жёлтым становится ободок вокруг глаз. В эту осень песню дрозда вряд ли можно услышать, но на будущий год, ранней весной лес наполнится его мощным и красивым пением.
Внимание моё привлекла небольшая пёстренькая серо-коричневатая птичка, сидящая высоко на проводе. Её горлышко издавало нежные звуки, которые можно выразить словами - «юли-юли-юль-юль-юль-юлю-юлю-юлю». Осенняя песня, исполняется негромко, но даже поздняя чистая мелодия радует сердце и ласкает слух. Это – лесной жаворонок, названный юлой за свою песню. В тихий день бабьего лета лишь юла может неожиданно подарить маленький кусочек весны, заполнивший песней мягкое осеннее небо.
А, вот, весенняя песня юлы очень разнообразна и наиболее привлекательна для ценителей птичьего пения. Непоследовательное чередование колен птицы делают песню сложной, тем не менее, любители песни лесного жаворонка выделяют ряд признаков, которые отличают ценную для них песню. Песня исполняется то короткими, то длинными, то очень длинными очередями. Россыпи ценятся длинные, звонкие и «на тонах», когда птица пропевает своё основное колено повышая или понижая частоту и громкость исполнения или соединяя несколько россыпей в одно колено.
У меня дома содержится лесной жаворонок, подаренный мне одним московским знакомым любителем певчих птиц. Он его держал с осени и до середины зимы, а песни так и не услышал. Жаворонок запел через неделю, вероятно, светлое место у окна и пение соловья послужило ему хорошим стимулятором. Жаворонок оказался на редкость спокойным и отличным исполнителем. Среди основных юлиных колен можно услышать куликов, различных синиц и переборы, которые встречаются далеко не у каждой птицы и само наличие колен этих групп в песне юлы делают её ценной.
Любители ценят общую мелодичность песни. Чистота исполнения - один из главных определяющих факторов отбора для домашнего содержания. Таких юл называют «светлыми». Среди колен в песне юлы особое место занимают красивые флейты, которые придают индивидуальность птице. Часто юла поёт глубокой ночью. Ей начинает подпевать варакушка, живущая у меня шестой год. Кстати, варакушка необычайно красиво окрашенная птица, повсеместно встречающаяся на заброшенных полянах и пустырях, вблизи водоёмов.
Очередной экспресс, спешащий в аэропорт, прервал песню юлы. Она улетела, а внимание моё переключилось на двух зарянок, снующих между прикорневыми стволами ивняка и постоянно издающих звуки, напоминающие стуки маленьких молоточков по булыжнику. Эти птицы будут кормиться здесь до самой глубокой осени. На юг они улетают самыми последними, да и прилетают в марте одними из первых, когда ещё в лесу лежит снег. Зарянки, также как и варакушки, относятся к одним из красивейших птиц наших лесов. У обыкновенной зарянки верхняя часть тела, крылья и хвост оливково-серые, грудка и живот светло-серые, лоб, горло и грудь окрашены в ярко-оранжевый цвет.
Особенно впечатляет пение зарянки рано утром или поздно вечером, когда замолкает пение других птиц. Песня представляет собой красиво чередующие перезвоны маленьких колокольчиков и короткие грустные флейтовые переливы, исполняемые то тихо, то громко.
Эти птицы очень доверчивы и любопытны, часто подлетают совсем близко к присевшему на пенёк грибнику, с любопытством рассматривая незваного гостя своими большими чёрными глазами-бусинками. Зарянка, поселившаяся на территории нашей дачи, с удовольствием прилетает на стол, отведать прямо из моих рук мучного червячка.
Стало пасмурно, подул ветерок. Ветви деревьев недовольно зашумели, сбрасывая на землю листву при каждом порыве ветра. Птицы притихли и куда то пропали. Со стороны аэропорта медленно приближалась огромная чёрная туча, пугающая лесных жителей всполохами молний и громовыми раскатами. Пора возвращаться, пока ещё есть время добраться до дома и не попасть под проливной дождь.
В самые ближайшие дни запланировал с видеокамерой побродить вокруг большого пруда на территории микрорайона «Москвич». По прибрежным кустарникам и высоким травам с середины августа кочуют стайки щеглов, зеленушек, коноплянок и других пернатых, интересных для наблюдения. Заросли дёрена с созревшими кистями белых ягод охотно посещаются славками, пеночками, зарянками и дроздами. В пруду плавают дикие утки - кряквы и огари, доставляя огромное удовольствие маленьким и взрослым жителям города. Может и повезёт сделать несколько хороших записей и снимков.

Вернуться в «Записки охотника»