Некоторые птицы неохотно идут в ловушки–клетки. Автолучком одностороннего действия, смонтированном на дощечке, прибитой к столбу изгороди, было отловлено 112 птиц.
Основа автолучка делается из 70 см сырого ивового, березового или рябинового прута сечением 1,5 см, а для его дужек и растяжки требуется 2 м железной проволоки сечением 2,5 мм. Для устройства механизма автолучка берется 1 м пружинистой проволоки сечением 1,5-2 мм. Сетка нужна нитяная 1 х 0,5 м, с ячейками не более 1 см. Такая сетка применяется для ловли морской кильки и называется килечной.
Для механизма автоловушек можно использовать пружины от крысоловок–давилок. Проволоку желательно употреблять оцинкованную. Для предохранения от ржавчины полезно выкрасить готовые ловушки масляной краской (серо-зеленого цвета).
Рис. Автолучок а — общий вид; б — настораживающий механизм спереди; в — то же сбоку; г — петли растяжки и пружины сверху. 1 — деревянная дуга; 2 — растяжка; 3 — петля растяжки; 4 — дужка; 5 — пружина; 6 — петля пружины; 7 — сторожок; 8 — насторожка. | [attachment=0]Автолучек.jpg[/attachment] |
Автолучок устроен в виде деревянной дуги, с основанием в 25 см и высотой 20 см, стянутой по концам проволочной растяжкой. Дуга служит основой всего устройства. Ее концы оставляют свободными еще на 8-10 см и заостряют. Этими концами автолучок втыкается в землю на месте установки или прикрепляется к дощечке. Концы проволочной растяжки пропускаются сквозь дугу и загибаются петлями, на которые надеваются две проволочные кроющие дужки и две насторожки. На растяжку надеваются своими витками также пружины, концы которых пропускаются сквозь дугу и в свою очередь загибаются петлями. На эти петли надеты сторожки. Другие концы пружин соединяются с дужками в месте их изгибов. Силой пружин дужки захлопываются в противоположные от дуги стороны, увлекая прикрепленную к ним сетку. Пространство внутри дуги также затягивается килечной сеткой, образующей перегородку. У настороженного автолучка сетка подоткнута под оттянутые к дуге дужки, которые удерживаются в таком положении сторожками, перекинутыми через них в месте изгиба. Нижними концами сторожки зацепляются за основание насторожек, которые при этом приподнимаются. Дужка захлопывается при посадке птицы на насторожку, которая, опускаясь, освобождает конец сторожка. При этом сетка образует над птицей полукупол. Сетка привязывается к дуге и дужкам крепкой ниткой. Зерновая приманка насыпается на землю или доску около середины растяжки, а ягоды и насекомые прикрепляются к средней сетке автолучка. Автолучок можно сделать односторонним. Насторожки автоловушек нужно отрегулировать так, чтобы дужки и дверцы захлопывались от опускания на насторожку тяжести весом в 10 г. Примерно такой вес имеет спичечная коробка, наполненная спичками. Во избежание самопроизвольных спусков нежелательно, чтобы дверцы захлопывались от меньшего усилия на насторожку. Насторожка у заряженной ловушки должна удерживаться на высоте 2-3 см от пола. Во время отлова птиц автоматическими ловушками нужно носить с собой запас приманки: зерно, ягоды, свежих и сухих насекомых. Желательно испытать искусственную приманку в виде ягод и насекомых, изготовленных из пластмассы, тряпок и перьев. Такую приманку можно подыскать из числа продающихся в магазинах украшений–брошек или искусственных приманок для ужения рыбы. Установленную ловушку рекомендуется захлопнуть и зарядить снова. Мешающие движению дверок ветки удаляются.