Русская певчая канарейка, стандарт по версии ФПРК

Обзор и обсуждение вопросов связанных с записью птичьих голосов: техника, технология, практика и результаты.
Аватара пользователя
Сергей Чернов
Breeder
Сообщения: 394
Стаж: 10 лет 3 месяца
Имя: Сергей
Страна: Россия
Город: Екатеринбург
Виды птиц: Щеглы, чечётки
Благодарил (а): 763 раза
Поблагодарили: 848 раз

Русская певчая канарейка, стандарт по версии ФПРК

Сообщение Сергей Чернов »

Стандарт появился усилиями Александра Владимировича Разуваева в результате обсуждений на форуме Фонда http://forum.rus-canary.ru/index.php?topic=289.0
Это актуальный на сегодняшний день вариант.
РУССКАЯ ПЕВЧАЯ КАНАРЕЙКА

СТАНДАРТ по версии ФПРК
Часть I. Введение.
Для определения породной принадлежности и оценки качества пения Русской канарейки, отличающейся по экстерьеру и разнообразию песен, невозможно применить какую-либо методику без введения строгих ограничений. Эти ограничения в виде Стандарта на экстерьер и песню дают возможность выделить из общей массы птиц тех особей, внешний вид и пение которых наиболее отвечают заявленным породным признакам. Эта работа должна вестись постоянно, если стоит цель сохранения и развития любой породы.

Русская певчая канарейка - региональная порода певчей канарейки, выведенная поколениями канароводов более 150 лет тому назад и распространенная в основном на территории России и сопредельных с ней государств.
Русская певчая канарейка по видовой принадлежности относится к канарскому канареечному вьюрку. Порода сформировалась в результате целенаправленного искусственного отбора на улучшение по голосовым данным, разнообразному и мелодичному пению.
Родоначальником русской певчей канарейки была тирольская канарейка, которая в результате селекции утратила в песне первоначальные грубости и резкие звуки, значительно развила способности к более сложному и разнообразному пению. На формирование Русской певчей канарейки, в его раннем этапе, оказывало также влияние возвратное скрещивание тирольской канарейки с потомками дикого канарского канареечного вьюрка, традиционно попадавшими в Россию по южным торговым путям.
Русская певчая канарейка характеризуется, прежде всего, относительно высоким голосом, пением с открытым или полуоткрытым клювом и свойственным ей во время пения положением тела относительно вертикальной оси. Песня русской канарейки непрерывная. Помимо вариабельности и разнообразия она отличается мелодичностью, музыкальностью, гармоничным сочетанием большого количества сложных звукоподражательных колен и туров.
Русская канарейка обладает уникальными способностями к запоминанию и воспроизведению различных звуков и мелодий. Поет, по крайней мере, в трех частотных диапазонах (октавах), в том числе достаточно высоких и максимально низких. Песня ее отличается, помимо мелодичности и красоты, сложностью исполнения, характеризуется чередованием разнообразных трелевых, свистовых, флейтовых и ударных колен в сочетании с изменением тональности и силы звука.
Основной породной характеристикой Русской певчей канарейки является уникальное исполнение специфичных колен песни канарского канареечного вьюрка, звучание которых в результате отбора и селекции стало похожим на звучание фрагментов песен отечественных птиц, в том числе овсянки обыкновенной (Emberiza citrinella). Исторически название этой птицы легло в основу обозначения доминирующего напева в песни русских канареек – «овсяночного». В основе этого напева лежит сочетанное исполнение различных фрагментов песен вольных птиц в виде разнообразных по частоте и звучанию колен: «россыпи», «овсянки», «бубенцы», «отбои».
Исполнение песни характеризуется способностью русской певчей канарейки гармонично расставлять разнообразные по характеру и звучанию колена и переходы между ними, держать темп и ритм, создавая впечатление законченной единой музыкальной композиции.

Часть II. Основные понятия и термины.
За многолетнюю историю развития породы возник целый ряд понятий, терминов и обозначений, в основном касающихся характеристик ее пения и песни. Для однозначного их понимания и использования в стандарте приводим определения некоторых основных.
Экстерьер русской канарейки - совокупность внешних признаков – формы, размеров, особенностей строения тела и окраса оперения птицы, сформировавшихся в результате целенаправленной селекции по пению.
Песня русской певчей канарейки представляет собой набор колен и туров, полученных в результате развития уникальных голосовых возможностей, способности к запоминанию и звукоподражанию, закрепленных у русской певчей канарейки с помощью специального обучения и многолетней селекции.
Овсяночный напев – наименование характерного напева песни русской певчей канарейки, содержащего разнообразные трели (колена «овсянки», «россыпи» или их производные), схожие по звучанию с фрагментами песен овсянки обыкновенной и других видов овсянок. Термин «овсяночный» напев был введен в обращение в конце XIX и начале XX века одновременно с термином «дудочный» напев для раздельной экспертизы на конкурсах пения русской канарейки и пения роллеров.
Колено – это отдельная звуковая фраза или серии одинаковых звуков, а также их сочетание, исполняемые птицей однократно или с повторением и отличающиеся между собой по тональности, громкости и продолжительности.
Тур – это часть песни, состоящая из одного или нескольких однотипных колен, повторяющихся в песне как единое целое.
Ход – это устойчивая форма построения и исполнения песни, оригинальная по плану, тональности, чёткости и скорости пропевания колен, индивидуально созданная в рамках своей линии канароводом, закреплённая в генотипе и исполняемая кенарами одинаково из поколения в поколение на протяжении ряда лет.
План песни – это индивидуальный набор колен с закрепленным порядком построения или очередностью их следования в песне.
Конкурсная или плановая песня – песня русской канарейки овсяночного напева для экспертизы на конкурсе, характеризуется стандартным планом и построением, отсутствием брака и обязательным содержанием основных породообразующих колен («овсянки», «россыпи» или их производные).
Плановость - это характеристика песни, отражающая способность к устойчивому повторению колен в песне по своему определенному плану, является одним из критериев оценки песни русской певчей канарейки.

Часть III. Стандарт на экстерьер русской певчей канарейки.
Внешний вид русской певчей канарейки не является определяющим в характеристике породы, вместе с тем она имеет свои внешние отличительные признаки, связанные как с условиями содержания и кормления, так и с ее певческими способностями. Эти признаки в совокупности являются отличительными признаками породы.
Общая характеристика. Русская певчая канарейка считается одной из самых мелких из известных пород певчих канареек, ее длина от кончика клюва до конца хвоста составляет около 11,5 - 13 см. Имеет пропорциональные формы, плотную, крепкую и относительно сухую конституцию, несколько приподнята на ногах. Очень подвижна и жизнерадостна. В обычном состоянии располагает тело приблизительно под углом в 45 градусов относительно вертикальной линии. При пении вытягивается на ногах, увеличивая угол наклона туловища до 60 – 75 о, несколько приподнимая голову, раздувая горло и немного опуская крылья. Поет преимущественно с открытым клювом.
Тело. Тело стройное, изящное и слегка вытянутое, с несколько выпуклым животом.
Голова. Голова относительно туловища небольшая, округлой формы.
Глаза некрупные, темные, блестящие, расположены либо над линией продолжения разреза клюва, либо на этой линии. Клюв умеренно толстый, недлинный, конической формы с несколько выпуклым надклювьем и еле заметно загнутым на конце.
Шея. Шея высоко посажена, тонкая, несколько удлиненная с незначительно выраженным переходом к спине.
Грудь. Грудь хорошо развита, широкая, округлая, достаточно низкая, плавно переходящая в немного выпуклый, особенно у самок, живот.
Спина. Спина крепкая, достаточно широкая за счет выраженной обмускуленности, линия спины ровная, без холки и седловины, плавно переходящая в хвост.
Крылья. Крылья хорошо развиты, не выходят за пределы надхвостья, плотно прилегают к телу. В зависимости от длины маховых перьев со сходящимися или перекрещивающимися у основания хвоста концами.
Хвост. Хвост узкий, плотный, умеренной длины, приблизительно в соотношении 1:1,5 к длине туловища, раздвоенный на конце
Ноги. Ноги крепкие, с несколько сближенными скакательными суставами, бедра четко выражены, голени достаточно длинные, цевка средней длины, лапы цепкие, пальцы тонкие из-за этого кажутся немного удлиненными.
Оперение. Оперенье гладкое, кроющие перья плотно прилегают к телу, пуховые образуют умеренно выраженную подпушку. Маховые и рулевые перья средней длины, достаточно упругие, в стандартном количестве. Бывают птицы с более густым и рыхлым пером за счет кроющих перьев и сильно развитой подпушки. Оперение головы чаше всего гладкое, но встречаются птицы с чубами и хохолками.


Окрас. В зависимости от содержания пигмента окрас оперения русских канареек подразделяют на три основных варианта. Основным цветом оперения является желтый, включающий все его оттенки: от бледно-желтого цвета до ярко лимонно-желтого. Нередки в этом ряду так же чисто белые птицы. Вторым основным вариантом окраса оперения русских канареек является зеленый, обусловленный сочетанием черного и желтого пигментов, составляющих вместе с преломляющими свет свойствами пера всю зеленую цветовую гамму, вплоть до коричневатых оттенков. Третьим вариантом является сочетание первых двух в различной степени выраженности, от небольших темных пятен по общему светлому тону оперения до полностью темного оперения с единичными светлыми пятнами. Во всех трех вариантах цветов русской канарейки помимо интенсивных окрасов может быть вариант окраса «шиммель» (осветленность кончиков перьев), придающий оперению как светлых (кроме белых), так и темных птиц более тусклые оттенки.
Половой диморфизм. Половой диморфизм у русской певчей канарейки выражен слабо. Самцы отличаются от самок относительно крупной головой за счет более развитых и подвижных перьев головы, расположением глаз над линией продолжения разреза клюва, несколько удлиненным, стройным телом, лучше развитой грудной клеткой и более ярким окрасом оперения.
Дисквалифицирующие пороки экстерьера. В породную характеристику внешнего вида не вписываются крупные, с грубым типом конституции, низкие, на толстых ногах птицы с чрезмерно густым, рыхлым или курчавым оперением, а также птицы, у которых присутствуют в окрасе оперения любые виды красных оттенков, свойственные цветным канарейкам.

Часть IV. Стандарт на песню русской канарейки.
Характеристика песни. Главной породной характеристикой русской певчей канарейки является ее пение, оно отличается большой вариабельностью и разнообразием. Основной особенностью считается гармоничное сочетание различных как по построению, так и по звучанию колен и туров песни с мелодичностью их исполнения.
В песне русской певчей канарейки может быть одновременно до 25 различных колен и их вариаций, отличающихся между собой построением, звуковыми характеристиками и манерой пропевания.
Исполнение песни русской певчей канарейкой непрерывное, относительно недолгое, в основном до 1 минуты, характеризуется четким следованием индивидуальному плану ее построения.
В целом песня русской певчей канарейки представляет собой единую композицию, где в результате гармоничного распределения колен и туров создается полное впечатление законченного музыкального произведения.
Характеристика колен песни. Колена и туры песни русской певчей канарейки в своей основе представляют собой измененные видоспецифичные фрагменты песни дикого канареечного вьюрка. Их запоминание и воспроизведение нашей канарейкой стало возможным в результате эволюционных изменений строения и функциональных свойств системы звуковоспроизведения птиц вследствие целенаправленной селекции по песне.
Существует несколько классификаций колен песни русской певчей канарейки, в частности, по их физической характеристике (трельные, свистовые, флейтовые, ударные и их сочетания); по звуковой характеристике исполнения (однозвучные, многозвучные, «раскаты»).
В построении песни выделяют основные и вспомогательные колена.
Основные колена – это колена, определяющие построение песни русской певчей канарейки, наличие которых в песне является обязательным или предпочтительным.
Вспомогательные колена – колена, служащие для украшения, сглаживания переходов и гармоничной связки основных колен песни между собой.
К «породным» относят колена чаще трелевого происхождения, без сложного и мелодичного исполнения которых песня русской певчей канарейки теряет свою уникальность. Это, прежде всего, такие колена, как «россыпи» и их вариации; «овсянки» и их вариации; «бубенцы», «колокольчики», а также «отбои» (колокола).

Описание групп основных колен песни
Россыпи - это группа колен в песне с равномерными, ясно различимыми на слух звуковыми импульсами, состоящими из разнообразных по звучанию слогов типа: «зи», «ди», «ри».
Россыпи пропеваются кенаром в диапазоне частот от 4000 до 8000 Гц с длительностью импульсов, составляющих колено «россыпь», в пределах 30-100 млс. Если пульсация слышимого звука плохо различима на слух, так называемый «гладкий звук», колено характеризуется как «россыпь с флейтовым звучанием».
Высокие «россыпи» - самые высокочастотные колена песни, встречаются в основном в начале песни или «запевке», характеризуются сочетанным исполнением одной или нескольких недлинных (до 1-2 сек.), различных по частоте и звучанию трелей, на слух воспринимаемых как свисты или флейты.
Обыкновенные «россыпи» представляют собой повторяющееся сочетание слогов типа: «ри» или «си». По тональности исполнения колено «обыкновенные россыпи» может быть высоким, средним и низким, пропеваются обычно без особых изысков и не очень продолжительно по времени.
«Серебристые россыпи» характеризуются основным сочетанием слогов, типа: «зи» или «дзи». Птица, как правило, исполняет их на высокой ноте, без изменения силы звука. На слух они обязательно должны отдавать нежным звоном, схожим со звоном маленького серебряного колокольчика. Эти россыпи могут быть с незначительным повышением или понижением тона, по длительности звучания они достаточно продолжительные.
«Кузнечиковые россыпи» тоже могут звучать очень высоко, но не сливаются в гладкий звук. Они напоминают стрекотание различных видов насекомых, от кузнечиков до цикад. Основным слогом в эти «россыпях» является слог типа: «ци». «Кузнечиковые россыпи» не звонкие, пропеваются ровно, без изменения основного тона, как правило, средней продолжительности.
Колено «россыпи» может исполняться монотонно, либо с изменением частоты и силы звука. Предпочтительно оно должно начинаться еле слышно с постепенным повышением силы звука, так называемые «раскаты». Сочетанное и сложное исполнение колен «россыпи» ценятся особо. Чем больше «россыпей» в песне кенара со сложным их исполнением, тем ценнее его песня.
Россыпи могут звучать как достаточно продолжительно, но не более 10 -12 секунд в блоке, так и коротко. Оптимальная продолжительность звучания составляет 2-3 секунды.
Овсянки - это группа основных трельных колен в песне с чётко различимой на слух пульсацией звука с длительностью импульсов в пределах 120 -220 млс. Колено «овсянки» пропевается кенаром в высоком, среднем и низком регистрах диапазона частот от 2000 до 6000 Гц. Нередко колена «овсянки» по характеру и продолжительности звучания слогов, образующих трели, делят на мелкие (ци-ци-ци-ци, зи-зи-зи, си-си-си) и крупные (тень-тень-тень, динь-динь-динь, пень-пень-пень).
Колено «обыкновенная овсянка», как правило, звучит в высоком частотном диапазоне, в идеале постепенно переходя в более низкий регистр с эффектом растягивания звука и медленным его затуханием. Существует много вариантов исполнения этого колена со сложным изменением частоты и силы, эффектом сдвоенного звука и многократным повторением трелей.
Колено «овсянка колокольчик» подразделяется на две разновидности: мелкую - «серебристая овсянка» и крупную – «овсянка в звон». Колено «серебристая овсянка» характеризуется быстрым и высоким пульсирующим «дроблёным» звучанием, в котором чётко прослушивается момент начала звука, иными словами удара или атаки звука, переходящего в мелодичный звон. Колено «серебристая овсянка» обычно слышится ровно, на одном уровне громкости, но изредка может быть и в варианте изменения силы звука. Обычно звучит высоко, но все-таки ближе к среднему частотному регистру и чем ниже, тем лучше. В колене «серебристая овсянка» обязательно должен прослушиваться лёгкий и нежный звон наподобие звона, издаваемого несколькими мелкими колокольчиками. Колено «овсянка в звон» отличается ярким коротким пропеванием и характерным вибрирующим или дребезжащим звучанием с «металлическим» звоном. В отличие от колена «серебристая овсянка» исполнение колена «овсянка в звон» более плавное, нет резкой атаки звука. Колено звучит в диапазоне частот среднего регистра, но иногда исполняется на более низкой частоте, что считается особо ценным.
Колено «отбойная овсянка» отличается ясным, акцентированным звучанием с четко различимой пульсацией звука, резким отделением импульсов друг от друга и желательно со звенящим оттенком, четко улавливаемым нашим ухом. Данное колено чаще всего звучит в среднем частотном регистре, однако наиболее ценным считается низкое его звучание.
При исполнении колен «овсянки» различают более сложные их вариации, такие как «игра», «раскаты», исполнение «на тонах». При звучании данного колена отмечают также эффект ансамблевого пения - исполнение с эффектом сдвоенного и даже строенного звука с эхом, а также кантиленного пения – напевное пение с эффектом плавного перехода звука от одной трели к другой.
Оптимальное время пропевания различных колен «овсянок» в песне составляет от 5 до 10 секунд каждой. Монотонное исполнение одного из колен «овсянки» обедняет песню в целом и считается затяжкой.
Бубенцы относятся к ударно-трельным коленам группы основных колен песни русской канарейки. Характеризуются быстрым пропеванием с глухим металлическим или более нежным и звонким, многозвучным, похожим на перезвон оттенком.
Среди вариантов исполнения этого колена различают более глухие, называемые «закрытыми бубенцами», и более звонкие, называемые «открытыми бубенцами». По частоте пропевания бывают высокие бубенцы, которые также называют «бубенцовыми россыпями», средние - под названием «бубенцовые овсянки», и низкие – собственно «бубенцы».
«Бубенцовые россыпи» представляют собой разновидность обычных россыпей, состоящих из сочетаний слогов типа «ди» или «дзи», в звуке которых прослушивается металлический оттенок. В отличие от большинства других «россыпей» исполняются в среднем регистре и более продолжительно.
Колено «бубенцовая овсянка» отличается нечетким, как бы бубнящим звучанием в высоком или среднем частотном диапазоне песни с характерным металлическим оттенком. Исполнение «бубенцовой овсянки» напоминает пульсирующую или дребезжащую трель, когда ее импульсы как бы вытекают один из другого, в отличие от колена «бубенцы», без эффекта наложения одного звука на другой. Колено «бубенцовая овсянка» чаще всего исполняется ровно, без резких переходов и приглушенно, иногда с изменением тональности.
Колено «бубенцы» звучит более мягко, с эффектом многократного отражения звука или дробления звона – перезвоном. Для исполнения колена «бубенцы» характерна игра, а также более выраженные и продолжительные паузы между отдельными звуками.
Колено «бубенцы», как правило, пропевается в нижних диапазонах среднего регистра частот песни. Звучит с эффектами изменения тональности и громкости.
Отбои (колокола) - это колена ударного типа, самые низкие в песне по частоте пропевания, с чётко отделенной друг от друга и хорошо слышимой пульсацией звуковых ударов, которые, в отличие от ударов колена «отбойная овсянка», возможно сосчитать.
«Отбои» чаще всего встречаются в двух вариантах: колена типа цон-цон и колена типа дин-дон. Наиболее простой и распространенный вариант «отбоев» состоит из одного слога типа цон-цон и называется односложными. Вследствие этого, в последнее время второй слог дин-дон стали относить к вставным коленам, присутствие в песне которого считается необязательным. Двусложные «отбои» или «классические» состоят из сочетания разных вариантов вышеописанных слогов и являются красивейшем коленом, завершающим песню.
«Отбои» исполняются неторопливо, с продолжительностью одного удара в пределах 0,35 - 1 сек, с выраженными паузами между ударами, с четко произносимыми слогами, особенно согласными буквами в них. По звучанию «отбои» разделяются на два основных типа: овсяночные (звонкие) и бубенцовые (глухие). Для «отбоев» овсяночного типа характерно пропевание слогов колена в более чистом варианте, относительно высоко, с преобладанием звонких согласных с твердым окончанием, наподобие слогов типа цон-цон и дон-дон. Для исполнения «отбоев» бубенцового типа характерен более приглушенный металлический оттенок относительно низкого тона с преобладанием в произношении глухих звуков, наподобие слогов типа цо-цо и до-до.
«Отбои» могут пропеваться в одной тональности, но наиболее ценными являются сочетанные отбои с разной частотой пропевания, при этом начало отбоя цон-цон может повторяться до 5 раз, исполняется, как правило, на одной относительно высокой, а второй слог дин-дон на другой, более низкой частоте.
Различают также высокотональные варианты колена «отбои», они чаще всего пропеваются относительно в быстром темпе, в виде слогов динь-динь-динь. Другие варианты исполнения колена «отбои», без согласных букв, менее желательны и относятся к прочим.

Описание группы вспомогательных колен песни.
Вспомогательные колена служат для украшения песни и для гармоничной связки основных колен песни между собой. По происхождению относятся к вариациям колен песен вольных птиц. В группе вспомогательных колен различают еще вставные и переходные колена.
Вставные – это обычно разнообразные, чаще короткие мелодичные строфы флейтового и свистового звучания, взятые из песен диких птиц, либо искусственно созданные человеком. Вставные колена не поддаются идентификации и не попадают в полной мере под определения колен предыдущих групп.
Переходные - это также слабо дифференцируемые колена песни, у которых прослушиваются признаки принадлежности к разным группам колен.
Синицы - это колена, состоящие из двух- или трёхсложных, чётко отделённых друг от друга звуков ударно-свистового характера, иногда с флейтовым оттенком звука. Колено «синицы» чаще пропевается в блоке из нескольких видов, предпочтительно не более двух или трех, допустимо так же их раздельное исполнение в связке с основными коленами песни. Изредка встречается также четырехсложное исполнение колена «синицы» с произношением звуков типа ти-ти-ли-та или ци-ци-ци-та, которое в песне должно быть самостоятельным.
Колено «обыкновенная синица», часто называемое «большая синица» из-за схожести с аналогичной песней большой синицы (Parus major), состоит из сочетания слогов типа ЦИ- ПИ, ЦЫ- ФИ, ЦИ- ТА, ТИ- ТА и т.п. Колено в меру продолжительное, может исполняться с одинаковой или разной длительностью звуков, с четко различимой паузой между ними. Пропевается преимущественно в среднем регистре диапазона частот, иногда с разной частотой звучания слогов.
Колено «весенняя синица» трехсложное, происходит от весенней позывки большой синицы, состоит из звуков типа цы-цы-та, ти-ти-та, ти-ти-ла, пропевается в высоком и среднем регистрах диапазона частот. Последний слог часто отличается по продолжительности пропевания от предыдущих.
Колено «малая синица» похоже на колено «обыкновенная синица», состоит из звуков типа цы-фи или ви-ти, в отличие от первого пропевается немного короче, в ускоренном варианте и только в высоком регистре диапазона частот.
Один из вариантов исполнения колена «синицы» называется «куликовая синица», характеризующаяся более растянутым, на манер исполнения колена «кулики», пропеванием, но с разрывом одинаковых по продолжительности и чаще всего одинаковых по тональности слогов типа ти-пи, ци-пи, ту-ли и ти-ли.
Кулики - это двухсложные, преимущественно флейтово-свистовые, одиночные или чередующиеся колена, характеризующиеся четким произношением слогов ку-ли или слогов в похожем звуковом сочетании.
Колено «кулики» может исполняться в начале, в составе «запевки» и в середине песни. Как правило, различается по своему тембру, растянутости и манере пропевания.
Колено «кулики» по числу повторений основной фразы в песне разделяются на одинарный и двойной. Различают также вариант одинарного «кулика», в виде фраз типа: ку-ли-ки или ку-ку-ли, а так же более простое исполнение в виде повторения фразы типа: кли–кли.
Колено «кулики» пропеваются чаще всего в среднем, ближе к низкому, диапазону частот. Звучание колена должно быть растянутым, но слитным, объемным и глубоким с четким произношением букв к и л. Возможно также исполнение этого колена с эффектом эха.
В отличие от схожего колена «куликовая синица», при пропевании кенаром колена «кулики» обязательно будет слышен акцент или ударение либо на первый слог кУУ-ли, либо на второй ку-лИИ. Причем ударение в колене «кулики», при двух- и более кратном его исполнении должно быть одинаковым. Исполняется это колено, в отличие от колена «куликовая синица», значительно тише.
Юла – вставное по звучанию флейтовое колено трелевого происхождения, характеризующееся чередованием мелодичных флейтово-свистовых звуков. По частоте воспроизведения звуков в колене различают частые флейтово-россыпные варианты и флейтово-овсяночные.
Колено «юла» может звучать как в высоком, по типу виль-виль-виль, вить-вить-вить или велю-велю-велю, так и в низком диапазоне частот песни канарейки, по типу лю-лю-лю или юли-юли-юли. Предпочтение отдается звучанию в среднем и ниже среднего диапазонах частотного регистра.
Исполнение колена «юла» может быть в простом варианте, в виде повторения слогов без изменения громкости и частоты их пропевания, либо в сложном – «двойная юла». «Двойная юла» - это самостоятельное сложное колено, характеризующееся либо сочетанным, без пауз и перехода исполнением двух разновидностей колена «юла», либо исполнение одной из разновидностей этого колена с разной громкостью, иначе «юлиный раскат». Бывает также самостоятельное исполнение «юлиного раската» с мягким «подъемом и спуском», а иногда и чередованием разных вариантов этого колена либо в непрерывной связке между собой, либо с разрывом.
Различают одиночное исполнение колена и двойное, когда отдельно друг за другом исполняется не одно, а две и более разновидности колен «юла».
Другие овсянки – колена чаще всего флейтового, иногда ударно-трельного, и флейтово-свистового звучания, похожие на фрагменты песен некоторых разновидностей овсянок. Названия этих колен условны, отчасти только напоминают по звучанию аналогичные фрагменты песен известных вольных птиц. Все вставные колена должны обязательно пропеваться с открытым или полуоткрытым клювом в высоком или среднем диапазонах частотного регистра голоса русской певчей канарейки.
Колено «дубровник» относится к разряду колен флейтового звучания, пропевается кенаром в виде сочетания сложных слогов типа тюлт-тюлт или чью-чью-чьии. Исполняется в высоком и частично в среднем диапазоне частот в виде повторения, как правило, четырех слогов, удары которых можно сосчитать, и часто с растяжкой последнего слога.
К флейтово-свистовым относятся такие колена как «овсянка ремез» и «красноклювая овсянка», похожие на фрагменты песен аналогичных по названию овсянок (Emberiza rustica), (Emberiza caesia) а также овсянки крошки (Emberiza pusilla) и некоторых других. Их исполнение характеризуется мягким и нежным пропеванием сложных фраз, состоящих из набора флетово-свистовых мелодичных звуков, исполняемых на разной частоте и с разной громкостью.
К ударно-трелевым с флейтовым оттенком относится колено «садовая овсянка», напоминающее фрагмент песни садовой овсянки (Emberiza hortulana), характеризующееся чередой мелодичных ударных звуков, чаще в высоком диапазоне частот, с растянутым флейтовым окончанием и затухающем в конце звуком типа тиуу-тиуу.
В состав вспомогательных колен с флейтовым звучанием входят колена, похожие на фрагменты песен иволги (Oriolus oriolus), обыкновенной чечевицы (Carpodacus erythrinus) и некоторых овсянок. Пропеваются в виде одиночных и чередующихся нежных свистов и флейтовых звуков в среднем и низком диапазоне частот, с переменной частотой и громкостью звука.
Особую группу вставных колен составляют колена типа тляу-тляу, пии-я–пии-я, считающиеся импровизированными коленами. Эти красивые колена пропеваются с растяжкой и глубоко, с четко произносимыми звуками, чаще всего в среднем и нижнем частотных диапазонах песни.

Грубости. В песне русской певчей канарейки могут встречаться нежелательные звуки и колена, доставшиеся в наследство от своего дикого предка или приобретенные в результате импринтинга. Грубости подразделяются на диссонансы и браки. Диссонансы - это неблагозвучные звуки (упоры, рычки, свисты и т.д.), присутствие в песне которых нежелательно, но допускается. Браки – грубые колена (трещотки, щелчки, чавканье и т.д.), наличие в песне которых расцениваются как недопустимые или дисквалифицирующие.


Часть V. Основные принципы экспертизы пения русской певчей канарейки.
Для объективной оценки пения русской певчей канарейки на специализированных конкурсах и смотрах проводится коллективная экспертиза. Прежде всего оценивается набор (план), разнообразие и качество исполнения отдельных колен, стандартное их построение (плановость), а также песня в целом. Целью любого конкурса пения русской певчей канарейки является выявление лучших певцов с целью сохранения и преумножения ее певческих способностей согласно существующим представлениям и историческим традициям. Кроме того, с целью раскрытия породных качеств и улучшения пения канареек со временем могут меняться условия проведения конкурсов и критерии оценки. Это связано с изменением предпочтений в оценке пения русской певчей канарейки, а именно: наличие или отсутствие в ней тех или иных колен, отношение к прежним тенденциям и принципам построения и пропевания песни и т.д. Таким образом, стандартный набор колен песни русской певчей канарейки, отражающий ее способности запоминания и воспроизведения, остается неизменным, а наличие тех или иных колен в песне может меняться в зависимости от условий конкурса.
В качестве примера одного из действующих стандартов экспертизы пения русской певчей канарейки взяты правила и методика оценки пения, разработанные и внедренные на ежегодном Московском конкурсе пения русской певчей канарейки как наиболее традиционном и представительном. История проведения этих конкурсов насчитывает не один десяток лет. За это время произошел отбор наиболее красивых и ценных колен, определено их наиболее гармоничное сочетание и чередование, а также разработаны достаточно объективные критерии оценки качества их пропевания в песне.
Стандартное построение песни русской певчей канарейки предполагает разделение ее на три основные части: начало - запевка или почин песни, развитие - собственно песня, в которой представлены основные и вспомогательные колена и финал - окончание песни. Для большей объективности экспертизы пения применяется специальный отбор и подготовка птиц на конкурс. Птица в результате специальной подготовки и содержания, фактически стандартной, приобретает способность петь конкурсную песню. Конкурс проводится также по стандартной методике прослушивания в равных для конкурсантов условиях, заключающихся в одинаковом расположении клеток, освещенности, ограничении шума и других раздражающих факторов.
Оценка пения канареек представляет собой систему начисления баллов за исполнение каждого колена в отдельности и песни в целом. Баллы сведены в оценочный лист или таблицу, в которой перечислены все основные колена песни русской канарейки в последовательности, определенной стандартом на построение конкурсной песни. Помимо оценок за исполнение самих колен существует система поощрительных баллов за стабильное и сложное их исполнение в виде поощрения за «плановость», «игру овсянок», «раскаты». Отдельной строкой в оценочном листе предусмотрены штрафные отрицательные баллы за исполнение в песне грубостей. За диссонансы в песне птица получает отрицательные баллы, за брак птица может быть снята с конкурсного прослушивания.
Стандарт ФПРК
Стандарт ФПРК

Песня русской певчей канарейки всегда рассматривалась не как простой набор характерных колен, а как единая композиция, включающая начало песни, ее продолжение, развитие и окончание. Поэтому, помимо характеристик исполнения отдельных колен, существует понятие «общее впечатление от песни», которое выводится из нескольких качественных критериев оценки пения и песни, отражающих как звуковые параметры исполнения, так и ее музыкальные характеристики. Впечатление от песни может быть представлено и оцениваться отдельной строкой в общем оценочном листе, либо по отдельной таблице. Во втором случае, как правило, представляется подробная расшифровка критериев оценки данного показателя.
Общее впечатление от песни включает такие критерии оценки песни в целом как гармоничность общего построения песни с завершенностью ее формы, выразительность, темп, скорость и чистота отдельных колен в сочетании со стабильностью их исполнения, музыкальность, красота тембра и голоса, мелодичность.
Гармоничность общего построения песни определяется, прежде всего, умелым сочетанием разнотональных и разнотипных колен в песне, темпом ее исполнения, скоростью пропеваения отдельных колен и их чистотой. Гармоничность неразрывно связана с «раскладистостью» исполнения песни, характеризующуюся плавными переходами между отдельными коленами с неторопливым, врастяжку и четким их пропеванием.
Стабильность - это основной критерий качества песни в целом, определяется как плановостью, так и стабильностью исполнения колен в песне. Завершенность формы песни непосредственно связана с плановостью, характеризуется представленностью всех трех основных частей песни и четким их разграничением в рамках музыкальной композиции.
Завершенность формы песни. Как уже было отмечено, песню канарейки можно условно разделить на три раздела: начало, развитие, финал. В зависимости от того, как в ней представлены эти разделы, следует оценивать полноту и завершенность формы песни. О стройности и завершенности формы можно судить, если в песне хорошо представлены все разделы.
Мелодичность песни определяется как набором разнообразных колен, уровнем сложности их исполнения, так и их сочетанием и повторами, которые могут быть в виде блоков или в виде единичных колен. Мелодичность также обусловлена соизмеримостью туров и отдельных колен песни, в которой не допускается ни недопевок, ни чрезмерно затянутых звуков, равно как и пауз, разрывов песни и остановок. Все колена в песне должны быть связаны между собой переходными звуками, так называемое кантиленное пение. Иными словами – непрерывное, когда один звук вытекает из другого и переходит с логической связью в следующий, не прерываясь.
Разнообразие мелодии. Песни канареек могут быть короткими и длинными, однообразными и разнообразными, мелодичными и простыми. Мелодия песни канареек состоит из фрагментов – колен, сочетания которых, звучащие подряд, образовывают мелодическую линию. Выразительность мелодии песни зависит от того, в какой последовательности и каком сочетании выстроены колена. Наличие большого количества звуков и колен говорит о сложности песни и больших потенциальных возможностях кенара.
Своеобразие ритма. Ритм – организатор музыкальных звуков во времени. Он означает соотношение длительности звуков между собой. Чередование звуков разных длительностей, трелевых колен со свистами и флейтами (пунктирный ритм) делает песню интересной. Преимущество за песнями, в которых наблюдается разнообразие и своеобразие ритмов.
Темп исполнения. В отличие от быстро чередующихся трелей дикой канарейки песня русской канарейки должна пропеваться не торопясь, врастяжку. Такая манера исполнения характеризуется термином «раскладистость» и является наиболее предпочтительной.
Выразительность пения. Выразительность исполнения характеризуется такими терминами как страстное исполнение, радостное, легкое, меланхолическое с подчеркнутым ускорением темпа и увеличением громкости. Наиболее ценна продолжительная, разнообразная и мелодичная песня.
Виртуозность исполнения. Виртуозность – совершенная степень исполнения колен как в техническом смысле, так и в художественном. Канарейка исполняет песню с логическими переходами с одного колена на другое либо замедляя темп, либо уменьшая звук, плавно переходя с одного характера звука на другой. Также она может издавать сдвоенные звуки (ансамблевое звучание), что производит сильное впечатление на слушателя.
Тембр или обертональность определяет музыкальную окраску и сочность звука в песне, а именно такие характеристики звука как яркий, теплый, глубокий, насыщенный, металлический. Тембр голоса может быть высоким и низким. Тот и другой могут быть мягким и жестким. Наиболее ценным считается тембр яркий, звонкий, чистый, без посторонних «призвуков».
Чистота голоса выражается в таких определениях качества звука как звонкий или глухой, чистый или дребезжащий, а также шумный, то есть с лишними помарками.
Экспертиза на конкурсах проводится специальными судьями, чаще всего в составе судейских бригад, коллективно оценивающих каждую птицу отдельно. Работа судей заключается в сравнении основных количественных и качественных показателей песни с показателями стандартной оценочной таблицы. В таблице помимо набора колен и их построения в песне указывается оценка за исполнение каждого колена в отдельности и песни в целом. Для идентификации того или иного колена и определения его бальной оценки по качеству исполнения судьи пользуются, помимо оценочного листа, своим опытом и знаниями различных вариантов исполнения и звучания колен песни. Кроме этого, в своей оценке судьи обращают внимание на песню в целом - ее продолжительность, разнообразие, построение, плановость, слаженность исполнения и т.д. Помимо общего впечатления от ее исполнения выявляются грубости, неблагозвучия и другие звуковые артефакты, считающиеся недопустимыми в песне.
В последние годы для более квалифицированной оценки качества песни в роли экспертов стали привлекаться профессиональные музыканты, композиторы и орнитологи. В этом случае общее впечатление и музыкальность оценивается по дополнительному оценочному листу, а общий результат выступления суммируется.
Мотивационная составляющая экспертизы пения русской певчей канарейки на конкурсах за наиболее качественное и красивое исполнение песни определяется по сумме максимально набранных баллов. Выражается в присвоении призовых мест, награждении разными по достоинству наградными кубками, медалями, грамотами и дипломами.
Аватара пользователя
Полина
Сообщения: 636
Стаж: 9 лет 6 месяцев
Благодарил (а): 800 раз
Поблагодарили: 123 раза

Русская певчая канарейка, стандарт по версии ФПРК

Сообщение Полина »

Лайк и благодарность Александру Владимировичу - за огромный многолетний труд
Аватара пользователя
Сергей Чернов
Breeder
Сообщения: 394
Стаж: 10 лет 3 месяца
Имя: Сергей
Страна: Россия
Город: Екатеринбург
Виды птиц: Щеглы, чечётки
Благодарил (а): 763 раза
Поблагодарили: 848 раз

Русская певчая канарейка, стандарт по версии ФПРК

Сообщение Сергей Чернов »

По желанию Фонда поддержки русской канарейки вторая часть вышедшего десятого номера "Урагуса", которая посвящена русской певчей канарейке, доступна для свободного скачивания.
https://yadi.sk/i/Mg2bV80bNh5CxA
Вложения
обложка №10 части 2.jpg
Ответить Пред. темаСлед. тема

Вернуться в «Клуб охотников за голосами»